««« Назад к списку анонсов

Курс философии в таблицах
Сайт: auditorium.ru

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

п/п
Историческая эпоха философииГлавный философский интерес
1Античность VI в. до н.э.-III в. н.э.Космос
2Средние века IV-XIV вв.Бог
3Новое время XV-XIX вв.Человек и общество
4Новейшее время XX в.Язык


Таблица 2. Античная философия
ЭтапыГлавный философский интерес
НатурфилософияМатериальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.)
Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.)
Числа (Пифагор и др.)
ИнтеллектуализмИдеи (Сократ, особенно Платон и др.)
Форма (Аристотель и др.)
Эллинистическая
философия
Самодостаточность человека (киники)
Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)
Человек и его космическая судьба (стоики)
Мудрое молчание (скептики)
НеоплатонизмИерархия: Единое - Благо - Мировой Ум
- Мировая Душа - Материя


Таблица 3. Средневековая философия
ЭтапОсновной интересОсновные идеи
Философствование в вере (Августин)Люби Бога, и тогда делай, что хочешь
Воля как сущность личности
Свобода как черта воли (а не разума)
Монотеизм
Теоцентризм
Креационум
Вера в Бога
Любовь к Богу
Надежда на спасение
Добрая воля
Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский)Вера ведет разум, разум подкрепляет веру
Философия - это введение к религии
Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога
Совесть
Духовность человека
Символизм

Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика "Авторы основных философских концепций" применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.

Таблица 4. Философия Нового времени
ЭтапАвторы основных философских концепцийОсновной интерес
XV-XVI вв. Гуманизм
Эстетическое отношение к действительности
XVII в.ДекартЯсные идеи и дедуктивные построения теории
ЛоккТеория познания: сенсуализм
XVIII в.КантАприорные принципы и их воплощение в науке и морали
XIX в.ГегельУниверсальная системная философия идей
МарксКонцепция общественного руда, критика капита-лизма
НицшеКритика "разумных" цен-ностей


Таблица 5. Философия XX века
Главное философское направлениеГлавный философский интерес
Феноменология"Работа" сознания с феноменами
ГерменевтикаБытие человека в мире, поиск сущего
Аналитическая философияЛогический анализ языка, употребление языка
ПостмодернизмДеконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм


Таблица 6. Философия о человеке
Историческая эпоха философииЧто такое человек?
АнтичностьМикрокосмос
Душа + телоДуша есть проявление идеи (Платон)
Душа - это форма человека (Аристотель)
Средние векаДуховность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести
Новое времяСущество разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант)
Проявление общественных отношений (Маркс)
Существо волевое и страстное (Ницше)
ХХ в.Существо, осваивающее мир в соответствии с фено-менологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи)
Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики)
Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики)
Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты)
Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи)


Таблица 7. Философия об обществе
Историческая эпоха философииЧто такое общество?
АнтичностьСовокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости
Средние века"Град земной", стремящийся к "граду небесному"
Новое времяЛюди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо)
Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)
ХХ в.Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро-кин и др.)
Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.)

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистким.

Таблица 8. Три главные ценности
Сферы жизнедеятельности человекаГлавные ценности
Практическая жизньДобро
Чувственно-эстетическая жизньКрасота
Научная деятельностьИстина

Примечание. Ценность - это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определённых философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте
Историческая эпоха философииЧто такое красота?
АнтичностьКосмически гармоничное и соразмерное
Средние векаСимвол божественного
Новое времяХарактеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравнове-шенности композиций (классицизм)
Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм)
ХХ в.Ценность, выработанная на основе фено-менологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология)
Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика)
Эмоция (аналитическая философия)
Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм)

Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно - эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.

Таблица 10. Философия о добре
Историческая эпоха философииИдеалы добраОсновные добродетели человека
АнтичностьБлагоМудрость, справедливость, мужество
Средние векаБогВера, любовь, надежда, совесть
Новое времяРассудочный свободный человек (Локк, Руссо)Рассудочность, свобода
Абсолютный нравственный закон (Кант)Разумность, свобода
Общество без эксплуатации (Маркс)Преданность делу пролетариата
Сверхчеловек (Ницше)Воля к власти
ХХ в.Положительные ценности (феноменологи)Умение пользоваться феноменологическим методом
Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики)Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему
Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитик)Быть последовательным в своих действиях
Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернизм)Умение "рассеивать" устоявшиеся ценности


Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Философская концепцияОсновное содержание концепции
ЛоккаЧувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.
КантаЧувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами
ГуссерляЧувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства


Таблица 12. Что такое рациональное познание?
Историческая эпоха философииПрирода рационального познания
АнтичностьИдеи - это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон)
Сущность - это форма вещи, ее внутрен-нее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель)
Средние векаРациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм)
Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм)
Общее представляет собой мысли - обобще-ния, концепции (концептуалисты)
Новое времяЧеловеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это - рационализм.
Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант)
Мысли - это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка)
Мышление - это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности позволяющее оперировать идеями (Гегель)
Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс)
ХХ в.Рациональное познание - это обобщение достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменологи)
Логика - это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики)


Таблица 13. Три современных концепции истины
Концепция истиныЧто такое истина?
СоответствияСоответствие высказываний фактам
КогерентностиСогласованность высказываний, их непротиворечивость
ПрагматическаяУбеждения, способствующие успеху практики


Таблица 14. Что такое истина?
Историческая эпоха философииПрирода истины
АнтичностьИстина - это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель)
Средние векаБог, вот что является истиной
Новое времяИстина - это соответствие чувств и идей фактам
ХХ в.Истина - это открывающаяся сущность вещи (герменевтики)
Истина - это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики)


Таблица 15. Уровни научного исследования
Уровень научного исследованияЦели исследования
ЭмпирическийДобыть новые экспериментальные факты
Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности
ТеоретическийПровести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов
Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой


Таблица 16. Три теоретических метода
Теоретический методХарактеристика
АксиоматическийОснованием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится
Гипотетико - дедуктивныйВыдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами
ПрагматическийИнтерпретация фактов проводится на основе ценностей


Таблица 17. Философия языка
Философская концепция языкаГлавное содержание философских концепций языка
Философия имениИмя - это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)
Философия предложенияГлавной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности
Философия ценностных установокГлавной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается


Таблица 18. Философия техники
Историческая эпоха философииИнтерпретации природы техники
АнтичностьТехника - это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания
Средние векаТехника - это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества
Новое времяТехника - опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы.
Техника - это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс)
ХХ в.Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи) Техника - это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики)
Техника - это воплощение рациональности человека (аналитики)
Техника - это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровитский)


Таблица 19. Философия природы
Историческая эпоха философииИнтерпретация специфики природы
АнтичностьПрирода - это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной
Средние векаПрирода создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог - человек - природа именно последним звеном является природа
Новое времяПрирода - это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе.
ХХ в.Природа - это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден)
Природа - это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики)
Природа - это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики)
Природа - это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание)


Таблица 20. Второй (неприродный) пол
МужественностьЖенственностьМолодость
Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властностьИнтуитивность, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивостьЖизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие


Таблица 21. Две интерпритации образования
Образование - это подготовкаОбразование - это усвоение достижений культуры
Образование - это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна
Образование - это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место


ГОДЫ ЖИЗНИ ВЫДАЮЩИХСЯ ФИЛОСОФОВ

Античность до н. э.

Фалес (624-546)
Парменид (540 - 470)
Гераклид (535 - 470)
Зенон (510 - 430)
Сократ (469 - 399)
Демокрит (460 - 371)
Платон (427 - 347)
Аристотель (384 - 322)
Эпикур (341 - 270)
Цицерон (106 - 43)
Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.)
Плотин (204 - 270)

Средневековье

Августин А. (354 - 430)
Боэций А. (480 - 524)
Авиценна (980 - 1037)
Ансельм (1033 - 1109)
Абеляр П. (1079 - 1141)
Аверроэс (1126 - 1198)
Фома Аквинский (1221 - 1274)
Оккам У. (1280 - 1349)

Возрождение и Новое время

Кузанский Н. (1401 - 1464)
Фичино М. (1433 - 1499)
Бруно Дж. (1548 - 1600)
Бэкон Ф. (1561 - 1626)
Гоббс Т. (1588 - 1679)
Декарт Р. (1596 - 1650)
Спиноза Б. (1632 - 1677)
Локк Дж. (1632 - 1704)
Лейбниц Г. (1646 - 1716)
Юм Д. (1711 - 1776)
Гольбах П. (1723 - 1789)
Кант И. (1724 - 1804)
Фихте И. (1762 - 1814)
Гегель Г. (1770-1831)
Шеллинг Ф. (1775 - 1854)
Шопенгауэр А. (1788 - 1860)
Фейербах Л. (1804 - 1872)
Маркс К. (1818 - 1883)
Пирс Ч. (1839 - 1914)
Джеймс У. (1842 - 1910)
Ницше Ф. (1844 - 1900)
Соловьёв В. С. (1853 - 1900)

Новейшее время

Фрейд З. (1856 - 1939)
Гуссерль Э. (1859 - 1938)
Бергсон А. (1859 - 1941)
Лосский Н. О. (1870 - 1965)
Рассел Б. (1872 - 1970)
Бердяев Н. А. (1874 - 1948)
Флоренский П. А. (1882 - 1937)
Витгенштейн Л. (1889 - 1951)
Хайдеггер М. (1889 - 1976)
Карнап Р. (1891 - 1970)
Лосев А. Ф. (1893 - 1988)
Гадамер Г. (1900)
Поппер К. (1902 - 1994)
Сартр Ж.-П. (1905 - 1980)
Куайн У. (р. 1908)
Кун Т. (р. 1922)
Фуко М. (1926 - 1984)
Хабермас Ю. (р. 1929)
Деррида Ж. (р. 1930)
Ленк Г. (р. 1935)

Примечание. Разумеется, выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь указано. Перечисленные шесть десятков имён дают читателю легкообозримую хронику. Изучающему философию следует в ней ориентироваться.

««« Назад к списку анонсов

  Дизайн: carfax.ru   Верстка: zipsites.ru