>
ЭЛЛИНГТОН Дюк (Ellington Duke) (наст. Эллингтон Эдвард Кеннеди, Ellington
Edward Kennedy) (29 апреля 1899, Вашингтон - 24 мая 1974, Нью-Йорк),
американский пианист, композитор, аранжировщик, руководитель оркестра.
Музыке начал обучаться с 7 лет, в 1914 поступил в Armstrong High School.
В 1918 организовал ансамбль, с которым успешно концертировал в Нью-Йорке. В
1924-25 записал свои первые грампластинки. В 1927 организовал оркестр для
регулярных концертов в знаменитом гарлемском Коттон-клубе, продолжавшихся до
1932. С 1933 неоднократно гастролировал в Европе (в 1971 в СССР).
В 1943 оркестр Эллингтона открыл серию концертов в нью-йоркском
Карнеги-Холле исполнением композиции, написанной Эллингтоном, Black, Brown and
Beige; в 1951 состоялся концерт в театре Метрополитен-опера, на котором
прозвучала эллингтоновская Harlem Suite; в 1955 - исполнение композиции Night
Creature в Карнеги-холле, в 1957 - исполнение совместного сочинения Эллингтона и
Б. Стрэйхорна Such Sweet Thunder в Таун-холле. 1950-60-е годы - период
интенсивной концертной деятельности оркестра Эллингтона, участия в
радиопрограммах, фильмах, джазовых фестивалях, многочисленных гастролей по США,
Европе, Азии и Латинской Америке.
Эволюция стиля Эллингтона тесно связана с творческой деятельностью
работавших вместе с ним музыкантов-импровизаторов. Многие аранжировки для
ансамбля обнаруживают влияние традиционного джаза. В 1927 Эллингтон отказался от
следования привычным стандартам, начав свои смелые эксперименты в области
оркестрового письма, техники композиции и аранжировки. Самобытный
эллингтоновский стиль сформировался в 1930-е годы, в 'коттонский' период.
Оркестр превратился в коллектив солистов, основным методом работы которого стало
совместное композиторское творчество музыкантов, причем законченность каждой
создаваемой композиции служила лишь отправной точкой для ее дальнейшего
импровизаторского переосмысления.
С именами участников эллингтоновского оркестра - Баббера Майли, Кути
Уильямса и Дж. Трики Сэма Нэнтона - связана разработка специфических приемов
игры на духовых инструментах (имитация человеческого голоса, извлечение хриплых,
рычащих звуков и т. п.). Отсюда возникла одна из наиболее своеобразных стилевых
концепций Эллингтона - так называемый 'стиль джунглей' (jungle style). Иной тип
выразительности воплотился в 'стиле настроения' (mood style), отличающемся
утонченностью и изысканностью оркестрового колорита, мягкой лиричностью
мелодики, блюзовой окрашенностью звучания. Влияние академической музыки,
тяготение к пышной красочности оркестра, виртуозности солистов, монументальности
и усложненности форм ощущается в композициях 'концертного стиля' (concert
style). Эллингтон является также автором балетов, оперы Boola (1946).
Введение в джаз крупных концертных форм, совершенствование джазовой
техники композиции, опыты в сфере синтеза джаза и симфонической музыки, развитие
традиционных джазовых стилей и разработка целого ряда новых самобытных стилевых
концепций; создание оркестра импровизирующих солистов, использование приемов
'инструментального пения' (трактовка голоса как виртуозного оркестрового
инструмента), расширение и модернизация выразительных ресурсов джазового
оркестра, обращение к латиноамериканским и африканским ритмам, эксперименты с
мелодическими структурами (отказ от 'квадратности' и симметричности
тем-стандартов, от неизменно повторяемой гармонической схемы как основы для
импровизации, применение системы звукорядных моделей, раскрепощающей
мелодическую фантазию музыкантов-исполнителей) - вот далеко не полный перечень
заслуг Эллингтона как джазового реформатора.