Описание:
Вторая книга
учебника представлена следующими разделами: возрастные особенности детей,
формирование личности ребенка, психологические основы и возрастные особенности
обучения и воспитания, основы психодиагностики, психологическая служба в системе
образования, психология педагогической деятельности. Заканчивается книга
словарем - предметным указателем основных педагогических понятий.
Комментарий:
Издательство: Владос, 1995 г.
Твердый переплет,
496 стр.
ISBN 5-09-007335-X
Тираж: 50000 экз.
Формат: 60x88
1/16
Оглавление:
Предисловие
Часть I. Возрастные особенности
детей
Раздел 1. Психология возрастного развития
Глава 1. Предмет,
проблемы и методы исследования в психологии возрастного развития
Предмет
возрастной психологии
Проблемы психологии возрастного развития
Методы
исследования в возрастной психологии
Раздел 2. Познавательные процессы и
поведение ребенка
Глава 2. Теория детского развития
Генотипическая и
средовая обусловленность развития ребенка
Основные понятия и общие вопросы
развития
Периодизация возрастного развития
Развитие детского
мышления
Глава 3.Психическое развитие ребенка младенческого возраста
Врожденные формы психики и поведения
Двигательная активность ребенка
Восприятие и память у младенцев
Речь и мышление младенца
Глава 4.
Познание и поведение в раннем возрасте
Общая характеристика развития
ребенка от одного года до трех лет
Развитие речи у детей раннего
возраста
Появление предметной и игровой деятельности
Восприятие,
память и мышление ребенка раннего возраста
Глава 5. Развитие познавательных
процессов и деятельность в дошкольном возрасте
Предметная деятельность и
игра
Восприятие, внимание и память дошкольника
Воображение, мышление и
речь
Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
Глава 6. Умственное и поведенческое развитие младшего школьника
Психологические особенности начального этапа обучения
Познавательное
развитие детей младшего школьного возраста
Умственное развитие младшего
школьника
Трудовая и учебная деятельность младшего школьника
Глава
7.Интеллектуальное развитие в подростковом и юношеском возрасте
Общая
характеристика ситуации познавательного развития
Совершенствование
психических процессов
Развитие общих и специальных способностей
Развитие мышления
Раздел 3. Формирование личности ребенка
Глава 8.
Общая характеристика условий и теорий личностного развития ребенка
Место
детства в становлении личности
Роль социальных факторов в развитии
личности
Общение с людьми и его влияние на развитие личности
Основные
теории и направления развития личности в детстве
Глава 9. Формирование
личности ребенка до трехлетнего возраста
Личностные новообразования
младенчества
Развитие личности в возрасте от одного до трех лет
Речь и
становление личности
Общая характеристика последовательных достижений в
развитии детей от рождения до трехлетнего возраста
Глава 10.Развитие
личности в дошкольном возрасте
Усвоение нравственных норм
Эмоционально-мотивационная регуляция поведения
Формирование личностных
качеств у ребенка-дошкольника
Психологические новообразования дошкольного
возраста
Глава 11. Формирование личности в младшем школьном возрасте
Развитие мотивации достижения успехов
Становление самостоятельности и
трудолюбия
Усвоение правил и норм общения
Интегральная характеристика
психологии ребенка младшего школьного возраста
Глава 12. Личность
подростка
Ситуация личностного развития в подростковом возрасте
Формирование волевых качеств
Развитие деловых качеств личности
Достижения психического развития подростков
Глава 13.Становление личности
в ранней юности
Формирование и развитие морали
Становление
мировоззрения
Нравственное самоопределение
Основные черты психологии
старшего школьника
Глава 14. Возрастное развитие межличностных отношений
Взаимоотношение младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми
Межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте
Взаимоотношения подростков
Отношения с людьми в ранней юности
Часть
II. Психологические основы обучения и воспитания
Глава 15. Предмет,
проблемы и методы педагогической психологии
Предмет психологии воспитания и
обучения
Проблемы педагогической психологии
Методы педагогической
психологии
Раздел 4. Психология научения
Глава 16. Теоретическое
введение в научение
Виды, условия и механизмы научения. Факторы,
определяющие его успешность
Теория учебной деятельности
Соотношения
научения и развития
Современные концепции научения
Глава 17. Научение
детей в младенческом и раннем возрасте
Начальный этап научения
Сочетание разных форм научения
Особенности научения детей младенческого
возраста
Научение в раннем возрасте
Глава 18. Психологические основы
обучения дошкольников
Совершенствование восприятия, памяти и мышления
Обучение речи, чтению, письму
Подготовка к учению в школе
Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного
возраста
Глава 19. Обучение в младшем школьном возрасте
Организация
обучения детей в младших классах школы
Обучение младших школьников в
домашних условиях
Игровая и учебная деятельность у младших школьников
Источники умственного развития детей младшего школьного возраста и причины их
неуспеваемости
Глава 20. Учение и научение в средних и старших классах
школы
Становление теоретического интеллекта
Совершенствование
практического мышления
Профессионализация трудовых умений и навыков
Развитие общих и специальных способностей
Раздел 5. Психология
воспитания
Глава 21. Теоретические вопросы воспитания
Цели
воспитания
Средства и методы воспитания
Институты воспитания
Теории воспитания
Глава 22. Социально-психологические аспекты
воспитания
Общение и воспитание
Коллектив и развитие личности
Семья и воспитание
Формирование и изменение социальных установок
Глава 23. Воспитание в младенческом и раннем возрасте
Первые шаги в
воспитании
Начало формирования социально важных качеств личности
Нравственное воспитание детей в первые годы жизни
Физическое и
гигиеническое воспитание в ранние годы
Глава 24. Воспитание в дошкольном и
в младшем школьном возрасте
Становление характера ребенка
Воспитание в
домашнем труде
Воспитание в играх
Воспитание в учении
Глава 25.
Воспитание подростков и юношей
Воспитание старшеклассников в школе
Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми
Воспитание через
средства массовой информации и культуры
Самовоспитание подростков и
юношей
Глава 26.Психология педагогической оценки
Средства
стимулирования обучения и воспитания детей
Педагогическая оценка как
средство стимулирования
Условия эффективности педагогической оценки
Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка
Глава 27.Основы
психодиагностики
Теоретические вопросы практической психодиагностики
Особенности применения психодиагностических методик
Психодиагностика
познавательного развития и способностей детей
Психодиагностика личностного
развития и межличностных отношений
Глава 28. Психологическая служба в
системе образования
Задачи, структура и функции психологической службы в
системе образования
Квалификационные требования, права и обязанности
практического психолога
Этический кодекс практического психолога
Часть
III. Психология педагогической деятельности
Раздел 6. Психология
педагога
Глава 29. Личность педагога
Место педагога в современном
обществе
Психологические требования к личности педагога
Общие и
специальные способности педагога
Индивидуальный стиль деятельности
педагога
Глава 30. Совершенствование педагогической деятельности
Организация психологического самообразования педагога
Психология
педагогической саморегуляции
Элементы психокоррекции в деятельности
педагога
Аутотренинг в работе педагога
Раздел 7. Педагогическое
руководство
Глава 31. Руководство детскими группами и коллективами
Обучение детей общению и взаимодействию с людьми
Управление
межличностными отношениями в детских группах и коллективах
Организация
детской групповой деятельности
Развитие личности в детских группах и
коллективах
Глава 32. Руководство педагогическим коллективом
Стиль и
методы руководства коллективом
Организация работы коллектива
Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива
Пути повышения эффективности деятельности педагогического коллектива
Словарь основных психологических понятий