Описание:
Книга
представляет современные научные воззрения в области природы, формирования и
развития речи, объединяя сферы лингвистики, психологии, педагогики.В ней
предлагаются новые технологии обучения иностранным языкам взрослых людей, в том
числе тех, кто имеет негативный опыт овладения языками или приступает к их
изучению впервые.Особое место в книге отведено Интегративному
лингво-психологическому тренингу (ИЛПТ) как методологической основе обучения
иноязычной речи. Раскрываются научные принципы и прикладные аспекты ИЛПТ с целью
использования данного метода в педагогической практике.Книга предназначена для
студентов высших учебных заведений, получающих образование по филологическим,
психологическим и педагогическим специальностям. Она может быть полезной
широкому кругу ученых и практиков, чьи интересы и деятельность связаны с
лингвистикой, психологией, педагогикой, преподаванием иностранных языков.
Комментарий:
Издательства: ПЕР СЭ, Логос, 2004 г.
Твердый
переплет, 320 стр.
ISBN 5-9292-0121-8, 5-94010-320-0
Тираж: 3000
экз.
Формат: 70x100/16
Оглавление:
Предисловие
Введение
Глава I. О психической
сущности языка и речи
Язык и речь в свете обучения
О психологизме
языкознания XIX в. и научно-исторических
предпосылках психолингвистики
Психологические подходы к речи XX в
Глава II. Интегративная теория
речи
Интегративная модель речи и ее связь с обучением
О сознательном и
бессознательном в языке и речи
Теория речевой деятельности и интегративная
теория речи
Глава III. Психолингвистика: новое время - новый взгляд
Психолингвистика или лингвистическая психология - концепция
единой
науки
Об определении психолингвистики, ее объекте и предмете
Речь:
индивидуальное и социальное.
О психолингвистических универсалиях: языковое
и психическое
Глава IV. Групповая психотерапия и психокоррекция - новое
направление
в обучении иноязычной речи
Психотерапия и психокоррекция
как средство обучения взрослых
людей
Из истории психотерапевтического
метода обучения
Психологический тренинг. Соотношение понятий психотерапия,
психокоррекция, психологический тренинг и обучение
Глава V. Интегративный
лингво-психологический тренинг (ИЛПТ) - общий взгляд
Интегративный вариант
психотерапии как методологическая основа
обучения иноязычной речи
Краткое описание Интегративного лингво-психологического
тренинга
(ИЛПТ)
Лингвистика, психология, педагогика, психотерапия как лучи
единой системы обучения иноязычной речи
Глава VI. Об акмеологии и науке
обучения взрослого человека
Педагогика и акмеология
Обучение как
система: от теории до практики
ИЛПТ как современная система обучения на
основе высоких
и тонких научных технологий
314
Глава VII.
Интегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ)
как развивающий метод
обучения
О соотношении обучения и развития в ракурсе детской психологии
иакмеологии
"Поздняя зрелость" и ИЛПТ
Глава VIII. Краткий
обзор развивающих методов обучения в сопоставлении
с ИЛПТ
Некоторые
сведения из истории развивающих методов обучения
Развивающие методы
обучения Л.В. Занкова, В.В. Давыдова,
В.А. Сухомлинского и ИЛПТ
Характеристика развития в методах обучения иностранным языкам
Г.
Лозанова, Г.А. Китайгородской и в ИЛПТ
Глава IX. Интегративный
лингво-психологический тренинг (ИЛПТ)
как активный метод обучения
О
"пассивности" традиционного обучения
Обучение
"деятельностное" и обучение "активное"
"Сверхсознание" К.С. Станиславского и ИЛПТ
Глава X. Краткий
обзор активных методов обучения в сопоставлении с ИЛПТ
О некоторых
современных методах "активного обучения"
Активные методы
"погружения": "Активизация возможностей
личности и
коллектива" Г.А. Китайгородской, суггестопедия
Г. Лозанова и ИЛПТ
Глава XI. Интегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ)
как
интенсивный метод обучения
Обучение "краткосрочное",
"ускоренное" и "интенсивное"
Методы
"ускоренного" обучения: М. Берлици Ш. Балли
Акселерированный
метод нейрообучения Эрика Дженсена и ИЛПТ как интенсивный метод обучения
Глава XII. ИЛПТ и интенсивный суггестопедический метод обучения
Г.
Лозанова
Георгий Лозанов и интенсивное обучение иностранным языкам
Основы суггестопедической теории Г. Лозанова и ИЛПТ
Суггестопедическиий
процесс обучения иностранным языкам
по Г. Лозанову и ИЛПТ
Глава XIII.
ИЛПТ и интенсивный метод обучения иностранным языкам
Г.А. Китайгородской
Понятие "интенсификации" обучения в методе
Г.А. Китайгородской
и в ИЛПТ
"Человеческий фактор" в системе обучения Г.А.
Китайгородской и в ИЛПТ:
личность и коллектив, личность и
психотерапевтическая группа
О некоторых методических принципах системы
Г.А. Китайгородской и ИЛПТ
Глава XIV. Об обучении взрослого человека
иноязычной речи по модели естественного развития речи в онтогенезе
О
понятии речевого онтогенеза и возможности его моделирования
315
О
сравнительных механизмах овладения речью детьми и взрослыми
"Чувственное" и "интеллектуальное": обучение взрослых
людей иноязычной речи как возвращение к природным истокам
Глава XV.
Онтогенетические и психотерапевтические принципы обучения взрослого человека
иноязычной речи через ИЛПТ
Психотерапевтическая группа как модель
"семьи" и речевой среды
Обучение как сплав принципов онтогенеза и
психотерапии
Речевые "формулы детства": "Понимать - говорить
- читать - писать" и "Синтез - анализ - синтез"
Глава XVI.
Языковая и речевая способности как основа овладения человеком речью
Языковая способность
Речевая способность
Глава XVII. Развитие
языковой и речевой способностей при обучении
через ИЛПТ
Головной мозг
человека как "мультипроцессор"
Развитие речевой способности в
комплексе "языкового"
и "психического"
Восприятие
и понимание речи
Порождение моторной речи
Овладение грамматикой
Глава XVIII. Развитие психических процессов в ИЛПТ: ощущения и восприятие
О "взаимопроникающем" характере психических процессов
Развитие
ощущений и восприятия
Глава XIX. Развитие психических процессов в ИЛПТ:
внимание и память
Развитие внимания
Развитие памяти
Глава XX.
Развитие психических процессов в ИЛПТ: воображение и мышление
Развитие
воображения
Развитие мышления
Глава XXI. Развитие психических
процессов в ИЛПТ: эмоции
Эмоции и познавательные процессы
Эмоции и
личностный темперамент
Развитие и коррекция эмоций в ИЛПТ
Глава XXII.
ИЛПТ: развитие речи в общении
О единстве языкового, психического и
социального
в формировании речи
ИЛПТ: тренинг общения. Создание
атмосферы доверия,
"включение" в группу, установление контакта с
партнерами
Активизация и тренировка невербальных средств общения
Моделирование проблемных ситуаций в общении
Психолингвистические
упражнения в ИЛПТ
Глава XXIII. Интегративный лингво-психологический тренинг
(ИЛПТ) в действии
Вводные замечания
316
Занятие 1
Занятие
10
Занятие 20
Глава XXTV. Интегративный лингво-психологический тренинг
(ИЛПТ)
в иллюстрациях и фотографиях
Вместо комментария
ИЛПТ в
письмах
ИЛПТ в лицах
Заключение
Послесловие
Литература
Summary