HOME| Псих.библио| Коллекция wav-звуков| Классика mp3| Детские mp3|
   

«« ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА: Психологическая литература > Учебные пособия


Соколова Е.Е. — 13 диалогов о психологии

Материал из разделов:

   «« Учебные пособия. Справочники. Энциклопедии
   «« Общая психология. Различные отрасли психологии
   «« Социальная психология
   «« Личность. Человекознание
   «« Психология творчества. Развитие способностей
   «« Возрастная и педагогическая психология. Детская психология
   «« Ономастика. Топонимика. Наименования лиц, групп людей, народов

Соколова Е.Е. — 13 диалогов о психологии 2,3 Мб
  

Описание:
В книге рассматриваются стержневые проблемы психологической науки в их историческом развитии: проблемы предмета и методологии психологических исследований, проблемы сознания, бессознательного, поведения, деятельности, роли психологии в условиях современного общественного развития и др. Необычность представления материала - в форме диалогов - призвана показать различные точки зрения на решение одной и той же проблемы. Четвертое издание книги представляет собой переработанный вариант третьего издания, вышедшего в 1997 г.

Для студентов младших курсов психологических факультетов и институтов, студентов и аспирантов, изучающих психологию в учебных заведениях иного профиля, а также для самостоятельного изучения основ психологической науки.

Комментарий:
Издательство: Смысл, 2005 г.
Твердый переплет, 688 стр.
ISBN 5-89357-197-5
Тираж: 3000 экз.
Формат: 84x108/32

Оглавление:
Предисловие к первому изданию
Предисловие к четвертому изданию

Диалог 1. Нет ничего практичнее, чем хорошая теория (О теоретических, практических и исторических исследованиях в психологии)
Зачем теория и история психологии психологам-практикам
Тезис: теория - "артефакт" психотерапии
Антитезис: теория предшествует практике и эксперименту
Синтез
1. Практичная теория
2. Теория как полезный для клиента "миф"
3. Практика - "верховный суд" теории
Есть ли прогресс в психологии
Типы историко-научной реконструкции концепций прошлого
Зачем Анаксимандру и Канту задавать друг другу вопросы

Диалог 2. Первая научная гипотеза древнего человека (Психология как наука о душе)
Понятие "душа" в мифологии и философии
Представления о душе в досократической философии
1. Ионийская традиция
2. Италийская традиция
3. Эмпедокл и Анаксагор Три жизни философов
1. Демокрит
2. Сократ
3. Платон
Основные темы "диалогов" Демокрита и Платона
1. Бытие: атомы или идеи
2. Душа: особое тело или часть мировой души
3. Смертна или бессмертна душа
4. Проблема познания: чувственное предшествует рациональному или наоборот
5. Каковы причины действий человека
"Человек есть мера всех вещей" (Протагор)
Правила искусства "быть счастливым" в сократовских школах
1. Киники
2. Киренаики
Аристотель и его Муза
"Функциональное" определение души Аристотелем как разрешение спора между Демокритом и Платоном
"Формулы счастья" и психотерапевтические приемы в учениях эпохи эллинизма
1. Эпикуреизм
2. Стоицизм
3. Римский эклектизм
Плюсы и минусы материалистического и идеалистического понимания души в античности

Диалог 3. Я мыслю, следовательно, существую (Предпосылки возникновения и становление психологии как науки о сознании)
Проблема соотношения веры и знания и познание души в христианской теологии и философии
Проблема достоверности познания души в учении Бл. Августина
Психология жизненного пути в "Истории моих бедствий" П.Абеляра
Опыт как источник познания в трудах Р.Бэкона
"Бритва Оккама" и ее роль в последующем эмпирическом изучении сознания
Разработка методологических проблем эмпирического познания психики в работах Ф.Бэкона
Метод универсального сомнения Р.Декарта и его путь к понятию сознания
Критерий отличия психических процессов от непсихических и постановка психофизической проблемы
Эмпиризм Дж.Локка как ответ на "запросы времени"
Две грани эмпиризма Локка. Критика теории врожденных идей
Два вида опыта и метод изучения сознания
Роль Г.В.Лейбница в разработке методологических вопросов наук, в том числе психологии
Три линии дискуссий Лейбница с Локком по психологическим вопросам

Диалог 4. "Ментальная механика" или "ментальная химия"? (Новые проблемы эмпирической психологии сознания)
Предпосылки формирования ассоциативной психологии: ассоциация как "случайная связь идей" в концепции Дж.Локка
Распространение принципа ассоциации на объяснение механизма восприятия пространства (Дж. Беркли)
Ассоциация как "преобладающая" связь идей в концепции Д. Юма
Ассоциативная концепция Д. Гартли
Дальнейшее развитие ассоцианизма в XIX в. "Ментальная механика" Джеймса Милля и его система воспитания
"Ментальная химия" Джона Стюарта Милля и начало кризиса ассоциативной психологии
Ассоцианизм и экспериментальная психология. Практические приложения некоторых идей ассоцианизма
Проблема соотношения внутренних условий и внешних причин функционирования психики в работах французских материалистов XVIII в. Ж.О.Ламетри
Происхождение психических функций из опыта (Э.Б. Кондильяк)
Дискуссия Гельвеция и Дидро о соотношении "внутренней организации" и "внешних условий" психического развития

Диалог 5. Познай самого себя (Об интроспекции, интроспективной психологии и самонаблюдении)
Предварительное определение понятия "интроспективная психология". Обоснования метода интроспекции в трудах его сторонников
Критика метода интроспекции в работах его противников
Соотношение интроспективной и экспериментальной психологии
Структурализм Титченера как вариант интроспективной психологии. Метод "аналитической интроспекции" и "ошибка стимула"
Метод интроспекции и другие методы психологии
Факты бессознательного психического в доказательстве несостоятельности метода интроспекции
Бихевиоризм как альтернатива интроспективной психологии
Метод "систематической интроспекции" в Вюрцбургской школе и исследования процессов мышления
Брентано против Вундта: альтернативная программа построения психологии как самостоятельной науки. Функционализм и структурализм
Метод "феноменологического самонаблюдения" в гештальтпсихологии
Значение самонаблюдения в психологии
Различение метода интроспекции и самонаблюдения. "Переживание" и научное познание в психологии

Диалог 6. Что может наблюдать психолог? Конечно, поведение (О различных вариантах "объективного подхода" в психологии)
Творческий путь И.М.Сеченова - родоначальника объективного подхода в психологии
"Рефлексы головного мозга" Сеченова и проблема физиологических механизмов произвольного поведения
Смысл понимания Сеченовым психической деятельности как рефлекторной
Предмет и методы психологии в программе построения психологии как самостоятельной науки И.М. Сеченова
"Объективная психология" В.М.Бехтерева
"Рефлексологический" этап в творчестве Бехтерева.
В.М.Бехтерев и И.П.Павлов
Поведение как предмет психологии в бихевиоризме Дж.Уотсона
Проблема обусловливания
"Тренинг умений" в бихевиоральной терапии
Проблема мышления и речи в бихевиоризме
"Молярный" (когнитивный) необихевиоризм Э.Толмена
"Оперантный бихевиоризм" Б. Скиннера и проблема программированного обучения
"Реактология" К.Н. Корнилова

Диалог 7. Я и Оно (Проблема бессознательного в психологии)
Различные аспекты разработки проблемы бессознательного в "дофрейдовскую" эпоху
"Негативное" определение бессознательного
"Позитивное" определение бессознательного
Роль 3. Фрейда в разработке проблемы бессознательного
"Работать и любить" как жизненное кредо Фрейда психоанализа
Предсознательное и бессознательное
Методы исследования бессознательного. Пример толкования сновидения по Фрейду
"Психопатология обыденной жизни" и бессознательное
Проблема сексуальных влечений в психоанализе Фрейда
Влечения и культура
"Влечения к жизни" и "влечения к смерти"
Я, Оно и Сверх-Я
"Индивидуальная психология" А.Адлера
Проблема "коллективного бессознательного" в творчестве К.Г.Юнга
Проблема архетипов
"Тень", "Самость" и другие
Направления дальнейшего развития психоаналитических идей
Установка и бессознательное в психологической школе Д.Н.Узнадзе
Возможная классификация бессознательных явлений в психологии

Диалог 8. Равно ли целое сумме своих частей? (Проблема целостности в психологии)
Необходимость целостного подхода в психологии
Постановка проблемы целостности в австрийской школе
Сущность и составляющие целостного подхода
Две школы "целостной психологии":
Лейпцигская и Берлинская
Анализ отдельных аспектов целостного подхода в обеих школах.
1. Проблема предмета исследования
2. Единицы анализа
3. Проблемы целостнообразующих факторов и развития психики как целого
Исследование творческого мышления в работах М. Вертгеймера
Проблема неклассического понимания объективности и гештальтпсихология
Разработка проблемы целостности в школе К.Левина
"Эффект Зейгарник" и проблема квази-потребностей
Исследование фрустрации Т.Дембо и проблема "полевого поведения"
Общие итоги

Диалог 9. Человек есть homo socialis и homo technicus (О социальной обусловленности и об орудийной опосредствованности психики человека)
Проблема биотропнои и социотропнои ориентации в исследованиях первобытной культуры и сознания школы. Первобытный анимизм
"Коллективные представления" в концепции французской социологической школы
Особенности первобытного мышления в работах Л. Леви-Брюля
Акт запоминания как социальное действие (П.Жане)
Творческий путь Л.С. Выготского. Источники культурно-исторической концепции
Выготский как методолог психологической науки
Проблема культурного развития психики в разных видах генезов. Две линии развития
Высшие психические функции и их свойства.
Проблема опосредствования
Проблема обучения и развития в концепции
Выготского. Зона ближайшего развития
Историческое развитие познавательных процессов в работах А.Р. Лурии
Выготский и деятельностный подход: две точки зрения
Решение проблемы целостности Выготским.
Системное и смысловое строение сознания

Диалог 10. Естественная или гуманитарная? (О номотетическом и идиографическом подходах в психологии)
Выделение "двух психологии" на рубеже XIX и XX вв
Различия между естественнонаучной и гуманитарной парадигмами исследования в психологии
1. Предмет исследования: "вещь" - "личность" 449
A. Пассивность "вещи" - активность "личности"
Б. Отстраненность исследования "вещи" - взаимодействие с "личностью"
B. Причинно-следственная зависимость "вещи" - духовная свобода "личности". Проблема целевой детерминации
Г. "Вещь" вообще - уникальная "личность". 454
2. Методы психологии
А. Элементаризм - целостный подход
Б. Монологичность объяснения - диалогичность понимания
Проблема объективности исследования в рамках гуманитарной парадигмы. Классический и неклассический идеалы рациональности
Гуманистическая психология в узком и широком смыслах слова
"Философия человека" в индирективной психотерапии К. Роджерса
Три пути познания человека по Роджерсу
Конкретные терапевтические приемы
Проблема "советов" и "оценок" в индирективной терапии
Индирективная терапия К. Роджерса и отечественная диалоговая терапия: связь и различия
Проблема самоактуализации в творчестве А.Маслоу
Номотетический подход к человеку в когнитивной психологии. Когнитивная психология в узком и широком смыслах слова
Некоторые экспериментальные исследования в когнитивной психологии
Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера
Номотетический подход и тестология
Проблема возможного объединения двух парадигм

Диалог 11. В Деянии начало Бытия (О различных вариантах деятельностного подхода в психологии)
Краткое определение сути деятельностного подхода в психологии, его истоки и предпосылки
Творческий путь С.Л. Рубинштейна и первая формулировка принципа единства сознания и деятельности
Творческий путь А.Н. Леонтьева
А.Н. Леонтьев и Л.С Выготский. Деятельность харьковской группы психологов
Принцип единства психики и деятельности в филогенезе
1. Проблема возникновения ощущений в филогенезе. Гипотеза Леонтьева и ее экспериментальное подтверждение
2. Проблема развития деятельности и психики в животном мире
Проблема единства сознания и деятельности в антропогенезе
Психологические различия между "орудием" (у человека) и "средством" (у животных)
Макроструктура человеческой деятельности
Структура "образа мира". "Чувственная ткань" и значения
Проблема соотношения значений и смыслов в социогенезе сознания
Принцип единства сознания и деятельности в онтогенетических исследованиях
1. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина
2. Проблема "ведущей деятельности" и периодизация психического развития в онтогенезе (Д.Б. Эльконин)
Проблема единства сознания и деятельности в функционально-генетических исследованиях. Восстановление движений после ранений во время войны
Дискуссии школы Рубинштейна и школы
Леонтьева по проблемам деятельности
Критика деятельностного подхода "изнутри" и "извне"

Диалог 12. Величайшая из мировых загадок (Психофизиологическая проблема, пути ее решения и попытка непротиворечивого определения предмета психологии)
Постановка психофизиологической (психофизической) проблемы Р.Декартом и ее решение в духе психофизического взаимодействия
Решение психофизиологической проблемы в духе параллелизма
Возможность третьей точки зрения на решение психофизиологической проблемы. Неклассическая физиология Н.А. Бернштейна
Проблема двигательной задачи и целевая детерминация в "физиологии активности"
Уровни построения движений по Н.А. Бернштейну
Концепция системной динамической локализации высших психических функций А.Р.Лурии
Философская проблема идеального и разведение философского и психологического аспектов изучения сознания
Объект и предмет психологии в работах П.Я. Гальперина. Психическая реальность как "переживания" и как "деятельность"
Ориентировочная деятельность как предмет психологии
Решение психофизиологической проблемы как "антиномии-проблемы"
Диалог 13. Человек в поисках смысла (К проблеме психологии человека в современном обществе)
Еще раз о соотношении теории и практики в психологии. "Феномены Пиаже" и проблема научного факта по Л.С. Выготскому
"Счастливый клиент" как цель психотерапии? Проблема моральных норм в деятельности психотерапевта
Возможная классификация "философий человека", лежащих в основе различных психотерапевтических практик
1. Категория "время" и психотерапия "Прошлое" в классическом психоанализе и трансакционном анализе Э. Берна
"Прошлое" в трансперсональной терапии С.Грофа
"Настоящее" в гештальт-терапии
"Будущее" в гуманистической терапии и "логотерапии" В. Франкла
2. Оппозиция "внешних" и "внутренних" факторов в развитии личности
3. Развитие личности как приспособление к среде или как "взрыв отношений" со средой
Два модуса существования человека по
Э. Фромму. Проблема идеала и реальности в психологии
4. Цель психотерапии: изменение отношения человека к миру или изменение его положения в мире
Проблемы смысла и "ценностей отношений" в логотерапии В. Франкла
Ценности творчества и ценности переживания в концепции В. Франкла
5. Понимание человека как "монады без окон" или как "человека человечества"
6. "Глубинная" или "вершинная" психология личности
Годы жизни некоторых известных философов и психологов
Предметный указатель
Именной указатель

   СКАЧАТЬ ВСЕ КНИГИ Психологической библиотеки ОДНИМ АРХИВОМ (3280 книг с общим каталогом и описанием для каждой книги, 1.7Гб)...







Как распаковать архив, просмотреть файл с расширением djvu...
Автор и участники

DISCLAIMER - ВНИМАНИЕ

Сайт не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!


Rambler's Top100