Описание:
В книге
рассматриваются стержневые проблемы психологической науки в их историческом
развитии: проблемы предмета и методологии психологических исследований, проблемы
сознания, бессознательного, поведения, деятельности, роли психологии в условиях
современного общественного развития и др. Необычность представления материала -
в форме диалогов - призвана показать различные точки зрения на решение одной и
той же проблемы. Четвертое издание книги представляет собой переработанный
вариант третьего издания, вышедшего в 1997 г.
Для студентов младших
курсов психологических факультетов и институтов, студентов и аспирантов,
изучающих психологию в учебных заведениях иного профиля, а также для
самостоятельного изучения основ психологической науки.
Комментарий:
Издательство: Смысл, 2005 г.
Твердый переплет,
688 стр.
ISBN 5-89357-197-5
Тираж: 3000 экз.
Формат:
84x108/32
Оглавление:
Предисловие к первому изданию
Предисловие к
четвертому изданию
Диалог 1. Нет ничего практичнее, чем хорошая
теория (О теоретических, практических и исторических исследованиях в
психологии)
Зачем теория и история психологии психологам-практикам
Тезис: теория - "артефакт" психотерапии
Антитезис: теория
предшествует практике и эксперименту
Синтез
1. Практичная теория
2. Теория как полезный для клиента "миф"
3. Практика -
"верховный суд" теории
Есть ли прогресс в психологии
Типы
историко-научной реконструкции концепций прошлого
Зачем Анаксимандру и
Канту задавать друг другу вопросы
Диалог 2. Первая научная гипотеза
древнего человека (Психология как наука о душе)
Понятие "душа" в
мифологии и философии
Представления о душе в досократической философии
1. Ионийская традиция
2. Италийская традиция
3. Эмпедокл и
Анаксагор Три жизни философов
1. Демокрит
2. Сократ
3.
Платон
Основные темы "диалогов" Демокрита и Платона
1.
Бытие: атомы или идеи
2. Душа: особое тело или часть мировой души
3.
Смертна или бессмертна душа
4. Проблема познания: чувственное предшествует
рациональному или наоборот
5. Каковы причины действий человека
"Человек есть мера всех вещей" (Протагор)
Правила искусства
"быть счастливым" в сократовских школах
1. Киники
2.
Киренаики
Аристотель и его Муза
"Функциональное"
определение души Аристотелем как разрешение спора между Демокритом и Платоном
"Формулы счастья" и психотерапевтические приемы в учениях эпохи
эллинизма
1. Эпикуреизм
2. Стоицизм
3. Римский эклектизм
Плюсы и минусы материалистического и идеалистического понимания души в
античности
Диалог 3. Я мыслю, следовательно, существую (Предпосылки
возникновения и становление психологии как науки о сознании)
Проблема
соотношения веры и знания и познание души в христианской теологии и философии
Проблема достоверности познания души в учении Бл. Августина
Психология
жизненного пути в "Истории моих бедствий" П.Абеляра
Опыт как
источник познания в трудах Р.Бэкона
"Бритва Оккама" и ее роль в
последующем эмпирическом изучении сознания
Разработка методологических
проблем эмпирического познания психики в работах Ф.Бэкона
Метод
универсального сомнения Р.Декарта и его путь к понятию сознания
Критерий
отличия психических процессов от непсихических и постановка психофизической
проблемы
Эмпиризм Дж.Локка как ответ на "запросы времени"
Две грани эмпиризма Локка. Критика теории врожденных идей
Два вида опыта и
метод изучения сознания
Роль Г.В.Лейбница в разработке методологических
вопросов наук, в том числе психологии
Три линии дискуссий Лейбница с
Локком по психологическим вопросам
Диалог 4. "Ментальная
механика" или "ментальная химия"? (Новые проблемы эмпирической
психологии сознания)
Предпосылки формирования ассоциативной психологии:
ассоциация как "случайная связь идей" в концепции Дж.Локка
Распространение принципа ассоциации на объяснение механизма восприятия
пространства (Дж. Беркли)
Ассоциация как "преобладающая" связь
идей в концепции Д. Юма
Ассоциативная концепция Д. Гартли
Дальнейшее
развитие ассоцианизма в XIX в. "Ментальная механика" Джеймса Милля и
его система воспитания
"Ментальная химия" Джона Стюарта Милля и
начало кризиса ассоциативной психологии
Ассоцианизм и экспериментальная
психология. Практические приложения некоторых идей ассоцианизма
Проблема
соотношения внутренних условий и внешних причин функционирования психики в
работах французских материалистов XVIII в. Ж.О.Ламетри
Происхождение
психических функций из опыта (Э.Б. Кондильяк)
Дискуссия Гельвеция и Дидро
о соотношении "внутренней организации" и "внешних условий"
психического развития
Диалог 5. Познай самого себя (Об
интроспекции, интроспективной психологии и самонаблюдении)
Предварительное
определение понятия "интроспективная психология". Обоснования метода
интроспекции в трудах его сторонников
Критика метода интроспекции в
работах его противников
Соотношение интроспективной и экспериментальной
психологии
Структурализм Титченера как вариант интроспективной психологии.
Метод "аналитической интроспекции" и "ошибка стимула"
Метод интроспекции и другие методы психологии
Факты бессознательного
психического в доказательстве несостоятельности метода интроспекции
Бихевиоризм как альтернатива интроспективной психологии
Метод
"систематической интроспекции" в Вюрцбургской школе и исследования
процессов мышления
Брентано против Вундта: альтернативная программа
построения психологии как самостоятельной науки. Функционализм и
структурализм
Метод "феноменологического самонаблюдения" в
гештальтпсихологии
Значение самонаблюдения в психологии
Различение
метода интроспекции и самонаблюдения. "Переживание" и научное познание
в психологии
Диалог 6. Что может наблюдать психолог? Конечно,
поведение (О различных вариантах "объективного подхода" в
психологии)
Творческий путь И.М.Сеченова - родоначальника объективного
подхода в психологии
"Рефлексы головного мозга" Сеченова и
проблема физиологических механизмов произвольного поведения
Смысл
понимания Сеченовым психической деятельности как рефлекторной
Предмет и
методы психологии в программе построения психологии как самостоятельной науки
И.М. Сеченова
"Объективная психология" В.М.Бехтерева
"Рефлексологический" этап в творчестве Бехтерева.
В.М.Бехтерев и
И.П.Павлов
Поведение как предмет психологии в бихевиоризме Дж.Уотсона
Проблема обусловливания
"Тренинг умений" в бихевиоральной
терапии
Проблема мышления и речи в бихевиоризме
"Молярный"
(когнитивный) необихевиоризм Э.Толмена
"Оперантный бихевиоризм"
Б. Скиннера и проблема программированного обучения
"Реактология"
К.Н. Корнилова
Диалог 7. Я и Оно (Проблема бессознательного в
психологии)
Различные аспекты разработки проблемы бессознательного в
"дофрейдовскую" эпоху
"Негативное" определение
бессознательного
"Позитивное" определение бессознательного
Роль 3. Фрейда в разработке проблемы бессознательного
"Работать и
любить" как жизненное кредо Фрейда психоанализа
Предсознательное и
бессознательное
Методы исследования бессознательного. Пример толкования
сновидения по Фрейду
"Психопатология обыденной жизни" и
бессознательное
Проблема сексуальных влечений в психоанализе Фрейда
Влечения и культура
"Влечения к жизни" и "влечения к
смерти"
Я, Оно и Сверх-Я
"Индивидуальная психология"
А.Адлера
Проблема "коллективного бессознательного" в творчестве
К.Г.Юнга
Проблема архетипов
"Тень", "Самость" и
другие
Направления дальнейшего развития психоаналитических идей
Установка и бессознательное в психологической школе Д.Н.Узнадзе
Возможная
классификация бессознательных явлений в психологии
Диалог 8. Равно
ли целое сумме своих частей? (Проблема целостности в психологии)
Необходимость целостного подхода в психологии
Постановка проблемы
целостности в австрийской школе
Сущность и составляющие целостного
подхода
Две школы "целостной психологии":
Лейпцигская и
Берлинская
Анализ отдельных аспектов целостного подхода в обеих школах.
1. Проблема предмета исследования
2. Единицы анализа
3. Проблемы
целостнообразующих факторов и развития психики как целого
Исследование
творческого мышления в работах М. Вертгеймера
Проблема неклассического
понимания объективности и гештальтпсихология
Разработка проблемы
целостности в школе К.Левина
"Эффект Зейгарник" и проблема
квази-потребностей
Исследование фрустрации Т.Дембо и проблема
"полевого поведения"
Общие итоги
Диалог 9. Человек
есть homo socialis и homo technicus (О социальной обусловленности и об орудийной
опосредствованности психики человека)
Проблема биотропнои и социотропнои
ориентации в исследованиях первобытной культуры и сознания школы. Первобытный
анимизм
"Коллективные представления" в концепции французской
социологической школы
Особенности первобытного мышления в работах Л.
Леви-Брюля
Акт запоминания как социальное действие (П.Жане)
Творческий путь Л.С. Выготского. Источники культурно-исторической концепции
Выготский как методолог психологической науки
Проблема культурного
развития психики в разных видах генезов. Две линии развития
Высшие
психические функции и их свойства.
Проблема опосредствования
Проблема обучения и развития в концепции
Выготского. Зона ближайшего
развития
Историческое развитие познавательных процессов в работах А.Р.
Лурии
Выготский и деятельностный подход: две точки зрения
Решение
проблемы целостности Выготским.
Системное и смысловое строение сознания
Диалог 10. Естественная или гуманитарная? (О номотетическом и
идиографическом подходах в психологии)
Выделение "двух
психологии" на рубеже XIX и XX вв
Различия между естественнонаучной и
гуманитарной парадигмами исследования в психологии
1. Предмет
исследования: "вещь" - "личность" 449
A. Пассивность
"вещи" - активность "личности"
Б. Отстраненность
исследования "вещи" - взаимодействие с "личностью"
B.
Причинно-следственная зависимость "вещи" - духовная свобода
"личности". Проблема целевой детерминации
Г. "Вещь"
вообще - уникальная "личность". 454
2. Методы психологии
А. Элементаризм - целостный подход
Б. Монологичность объяснения -
диалогичность понимания
Проблема объективности исследования в рамках
гуманитарной парадигмы. Классический и неклассический идеалы рациональности
Гуманистическая психология в узком и широком смыслах слова
"Философия человека" в индирективной психотерапии К. Роджерса
Три пути познания человека по Роджерсу
Конкретные терапевтические
приемы
Проблема "советов" и "оценок" в индирективной
терапии
Индирективная терапия К. Роджерса и отечественная диалоговая
терапия: связь и различия
Проблема самоактуализации в творчестве
А.Маслоу
Номотетический подход к человеку в когнитивной психологии.
Когнитивная психология в узком и широком смыслах слова
Некоторые
экспериментальные исследования в когнитивной психологии
Теория
когнитивного диссонанса Л.Фестингера
Номотетический подход и тестология
Проблема возможного объединения двух парадигм
Диалог 11. В
Деянии начало Бытия (О различных вариантах деятельностного подхода в
психологии)
Краткое определение сути деятельностного подхода в психологии,
его истоки и предпосылки
Творческий путь С.Л. Рубинштейна и первая
формулировка принципа единства сознания и деятельности
Творческий путь
А.Н. Леонтьева
А.Н. Леонтьев и Л.С Выготский. Деятельность харьковской
группы психологов
Принцип единства психики и деятельности в филогенезе
1. Проблема возникновения ощущений в филогенезе. Гипотеза Леонтьева и ее
экспериментальное подтверждение
2. Проблема развития деятельности и
психики в животном мире
Проблема единства сознания и деятельности в
антропогенезе
Психологические различия между "орудием" (у
человека) и "средством" (у животных)
Макроструктура человеческой
деятельности
Структура "образа мира". "Чувственная
ткань" и значения
Проблема соотношения значений и смыслов в
социогенезе сознания
Принцип единства сознания и деятельности в
онтогенетических исследованиях
1. Теория планомерно-поэтапного
формирования умственных действий П.Я. Гальперина
2. Проблема "ведущей
деятельности" и периодизация психического развития в онтогенезе (Д.Б.
Эльконин)
Проблема единства сознания и деятельности в
функционально-генетических исследованиях. Восстановление движений после ранений
во время войны
Дискуссии школы Рубинштейна и школы
Леонтьева по
проблемам деятельности
Критика деятельностного подхода "изнутри"
и "извне"
Диалог 12. Величайшая из мировых загадок
(Психофизиологическая проблема, пути ее решения и попытка непротиворечивого
определения предмета психологии)
Постановка психофизиологической
(психофизической) проблемы Р.Декартом и ее решение в духе психофизического
взаимодействия
Решение психофизиологической проблемы в духе
параллелизма
Возможность третьей точки зрения на решение
психофизиологической проблемы. Неклассическая физиология Н.А. Бернштейна
Проблема двигательной задачи и целевая детерминация в "физиологии
активности"
Уровни построения движений по Н.А. Бернштейну
Концепция системной динамической локализации высших психических функций
А.Р.Лурии
Философская проблема идеального и разведение философского и
психологического аспектов изучения сознания
Объект и предмет психологии в
работах П.Я. Гальперина. Психическая реальность как "переживания" и
как "деятельность"
Ориентировочная деятельность как предмет
психологии
Решение психофизиологической проблемы как
"антиномии-проблемы"
Диалог 13. Человек в поисках смысла (К
проблеме психологии человека в современном обществе)
Еще раз о соотношении
теории и практики в психологии. "Феномены Пиаже" и проблема научного
факта по Л.С. Выготскому
"Счастливый клиент" как цель
психотерапии? Проблема моральных норм в деятельности психотерапевта
Возможная классификация "философий человека", лежащих в основе
различных психотерапевтических практик
1. Категория "время" и
психотерапия "Прошлое" в классическом психоанализе и трансакционном
анализе Э. Берна
"Прошлое" в трансперсональной терапии
С.Грофа
"Настоящее" в гештальт-терапии
"Будущее"
в гуманистической терапии и "логотерапии" В. Франкла
2.
Оппозиция "внешних" и "внутренних" факторов в развитии
личности
3. Развитие личности как приспособление к среде или как
"взрыв отношений" со средой
Два модуса существования человека
по
Э. Фромму. Проблема идеала и реальности в психологии
4. Цель
психотерапии: изменение отношения человека к миру или изменение его положения в
мире
Проблемы смысла и "ценностей отношений" в логотерапии В.
Франкла
Ценности творчества и ценности переживания в концепции В.
Франкла
5. Понимание человека как "монады без окон" или как
"человека человечества"
6. "Глубинная" или
"вершинная" психология личности
Годы жизни некоторых известных
философов и психологов
Предметный указатель
Именной указатель