Описание:
Данное издание
- первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования,
впервые опубликованный в 1997 году и ставший основным для преподавателей и
студентов, обучающихся по специальности 031000 (педагогика и психология). На
сегодняшний день это единственное издание, в котором дано систематическое
изложение основных теоретических, методических и практических вопросов, входящих
в содержание дисциплины предметной подготовки "Психологическая служба в
образовании". Особое внимание в ней уделяется способам практической
реализации научных знаний в работе с детьми. В основных разделах учебника
представлены разнообразные программы и методы работы психолога с детьми
дошкольного и школьного возраста.
Учебник предназначен для
студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей
факультетов и курсов повышения квалификации. Он может быть также полезен
педагогам, воспитателям, родителям - всем интересующимся проблемами развития и
воспитания детей.
Комментарий:
Издательство: Питер, 2004 г.
Твердый переплет,
592 стр.
ISBN 5-94723-870-5
Тираж: 4500 экз.
Формат:
60x90/16
Оглавление:
От редактора
Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ
ПСИХОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел I. Психологическая служба в системе
образования
Глава 1. История и современное состояние
психологической службы образования в нашей стране и за рубежом
§ 1.
Психологическая служба образования, или школьная психология, за рубежом
§
2. Практическая психология образования в России
Глава 2. Предмет и
задачи психологической службы образования
§ 1. Определение психологической
службы образования
§ 2. Теоретические основания психологической службы
образования
§ 3. Цель психологической службы образования
§ 4. Задачи
психологической службы образования
§ 5. Актуальное и перспективное
направления в деятельности психологической службы
§ 6. Структура службы
Резюме
Темы для самостоятельной работы
Литература
Раздел II. Деятельность практического психолога образования
Глава 1.
Практический психолог образования как профессионал
§ 1. Профессиональное
место психолога в образовательном учреждении
§ 2. Кому подчиняется и с кем
работает психолог
§ 3. Начало работы практического психолога в
образовательном учреждении
§ 4. Содержание работы психолога
§ 5.
Специфика работы психолога в зависимости от типа детского учреждения
Глава 2. Основные виды деятельности практического психолога образования
§ 1. Психологическое просвещение
§ 2. Психологическая профилактика
§
3. Психолого-псдагогический консилиум
§ 4. Психологическая консультация
§ 5. Психологическая диагностика
§ 6. Ориентировочные нормы
продолжительности различных видов работы практического психолога образования
§ 7. Кабинет психолога в учреждении образования
Глава 3.
Принципы деятельности практического психолога образования
§ 1. Понимание
индивидуальности человека как ценности
§ 2. Профессиональное
взаимодействие и сотрудничество психолога с субъектами образовательного
пространства
Глава 4. Практический психолог как профессионал и как
личность
§ 1. Профессиональная позиция
§ 2. Ум психолога
§ 3.
Личностные особенности практического психолога
§ 4. Права и обязанности
психолога образования
Резюме
Темы для самостоятельной работы
Литература
Часть II. ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Раздел
I. Дошкольное детство
Глава 1. Общая характеристика возраста
§ 1. Особенности психического развития
§ 2. Ценность дошкольного
детства
Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми
дошкольного возраста
§ 1. Практические проблемы социализации
дошкольников
§ 2. Проблема развития и обучения в практической работе с
дошкольниками
§ 3. Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста
(2-3 года)
§ 4. Развивающая работа с детьми младшего и среднего
дошкольного возраста (3-5 лет)
§ 5. Развивающая работа с детьми старшего
дошкольного возраста
Глава 3. Дошкольники "группы
риска"
§ 1. Характеристика основных трудностей развития ребенка
§ 2. Нарушения поведения
§ 3. Отставание в психическом развитии резюме
Темы для самостоятельной работы
Литература
Раздел II.
Поступление ребенка в школу
Глава 1. Психологическая готовность к
школе
§ 1. Понятие "психологическая готовность к школе"
§
2. Анализ существующих методов определения готовности к школе
Глава 2.
Диагностическая программа но определению психологической готовности детей 6-7
лет к школьному обучению
§ 1. Научные основания разработки диагностической
программы
§ 2. Составляющие диагностической программы
§ 3. Процедура
определения психологической готовности к школе
Глава 3. Развивающая и
коррекнионная работа
§ 1. Коррекнионная работа
§ 2. Развивающая
работа
Резюме
Темы для самостоятельной работы
Литература
Раздел III. Школьное детство, или младший школьный возраст
Глава 1.
Общая характеристика возраста
§ 1. Особенности психического развития
§ 2. Ценность младшего школьного возраста
Глава 2. Что значит "уметь
учиться"
Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов у
младших школьников
§ I. Развитие внимания
§ 2. Развитие памяти
§ 3. Умственное развитие
Глава 4. Работа по развитию моторики
Глава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением
Глава 6.
Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми
Глава 7.
Младшие школьники "группы риска"
§ 1. Неуспеваемость в начальных
классах
§ 2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)
§ 3.
Медлительные дети
§ 4. Демонстративные дети
§ 5. Тревожные дети
§ 6. Леворукий ребенок в школе
Резюме
Темы для самостоятельной
работы
Литература
Раздел IV. Отрочество
Глава 1. Общая
характеристика возраста
§ 1. Особенности психического развития
§ 2.
Проблема подросткового кризиса
§ 3. Ценность отрочества
Глава 2.
Основные направления работы психолога с детьми младшего подросткового
возраста
§ 1. Задачи развития
§ 2. Начало обучения в средних классах
школы
§ 3. Формирование умения учиться в средней школе
§ 4.
Психологическая помощь при трудностях в учении
Глава 3. Основные
направления работы психолога в среднем подростковом возрасте
§ 1. Задачи
развития
§ 2. Развитие и укрепление чувства взрослости
§ 3.
Формирование интереса к себе. Развитие самооценки,
чувства собственного
достоинства
§ 4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации
образования
§ 5. Развитие интересов
Глава 4. Основные направления
работы психолога в старшем подростковом возрасте
§ 1. Задачи развития
§ 2. Развитие общения со сверстниками
§ 3. Развитие воли
§ 4.
Развитие мотивационной сферы. Овладение способами регуляции эмоциональных
состояний
§ 5. Развитие воображения
Глава 5. Психологические
проблемы отрочества как пубертатного периода развития
§ 1. Созревание
организма
§ 2. Функциональные возможности и состояния. Развитие моторной и
речевой сфер
§ 3. Самооценка внешности, "физическое я"
§
4. Сексуальное развитие
Глава 6. Подростки "группы риска"
§ 1. Проблема "группы риска" среди подростков
§ 2. Дебюты
психических заболеваний у подростков
§ 3. Подростки с акцептуациями
характера и психопатиями
§ 4. Невротическое развитие личности у
подростков
§ 5. Употребление психоактивных веществ и химическая
зависимость у подростков
§ 6. Подростки с цсрсбрастеническими явлениями
§ 7. Суицидальное поведение подростков
§ 8. Подростки из
дисфункциональных семей
§ 9. Проблемы, связанные с сексуальным
развитием
Резюме
Темы для самостоятельной работы
Литература
Раздел V. Ранняя юность
Глава 1. Общая характеристика возраста
§
1. Особенности психического развития
§ 2. Ценность ранней юности и задачи
развития
Глава 2. Проблемы личностного развития на разных этапах раннего
юношеского возраста
§ 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском
возрасте
§ 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе
§
3. Установка на продление моратория
Глава 3. Временная перспектива
будущего и профессиональное самоопределение
§ 1. Обращенность в будущее -
аффективный центр жизни в ранней юности
§ 2. Жизненные цели и
психологическое здоровье
§ 3. Временная перспектива будущего и
профессиональное самоопределение
Глава 4. Юноши и девушки "группы
риска"
§ 1. Возможные вариации взросления
§ 2. Аддиктивное
поведение
§ 3. Юношеская сексуальность
§ 4. Асоциальное поведение
Резюме
Темы для самостоятельной работы
Литература
Часть
III. ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Глава 1. Психология как учебный
предмет общеобразовательной школы
§ 1. Актуальность преподавания
психологии в современной общеобразовательной школе
§ 2. Этапы
"вхождения" психологии в практику школьного образования
§ 3. О
целесообразности преподавания психологии в школе
§ 4. Обоснование научного
содержания курса "Психология в школе"
§ 5. Когда начинать
преподавание психологии в школе?
Глава 2. Психолого-дидактические аспекты
преподавания психологии в школе
§ 1. Принципы преподавания психологии в
школе
§ 2. Урок психологии
§ 3. Подготовка учителя к уроку
§
4. Урок и учебные ситуации
§ 5. Урок и эмоциональные состояния
школьников
§ 6. Ученик как субъект учебной деятельности
§ 7. Учитель
как субъект педагогической деятельности
§ 8. Взаимодействие ученика и
учителя
§ 9. Оценка и отметка
Резюме
Литература
Заключение
Контрольные вопросы по курсу
Клятва детского
психолога