Описание:
Учебник
предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов психологии
университетов. Учебник подготовлен авторским коллективом преподавателей
Института психологии Государственного университета гуманитарных наук, Московской
гуманитарно-социальной академии и сотрудников Института психологии РАН. В нем
подробно изложены основы психологии познания как составляющей курса `Обшей
психологии` с учетом последних научных результатов, полученных отечественными и
зарубежными исследователями.
Содержание учебника соответствует
Госстандарту высшего профессионального образования по направлению и
специальности `Психология`.
Учебник предназначен для студентов, аспирантов
и преподавателей факультетов психологии университетов.
Комментарий:
Издательство: ПЕР СЭ, 2002 г.
Твердый
переплет, 480 стр.
ISBN 5-9292-0034-3
Тираж: 6000 экз.
Формат:
84x108/16
Оглавление:
Предисловие 3
Глава 1. Основания когнитивной
психологии 5
Основные теоретические подходы в когнитивной психологии 10
Глава 2. Ощущение 25
Психофизика ощущений 25
Виды ощущений 35
Глава 3. Восприятие 41
Восприятие глубины и удаленности предметов 41
Восприятие движения 45
Восприятие формы 46
Константность
восприятия 53
Глава 4. Внимание 59
Основные феномены внимания 59
Экспериментальное изучение внимания 60
Когнитивные модели и внимания
65
Основные функции внимания 70
Психодиагностика внимания 71
Глава 5. Память 79
Дискретный и континуальный подход 79
Монистическая и множественная трактовка памяти 91
Функциональный подход в
исследованиях памяти 94
Глава 6. Ментальная репрезентация 115
Репрезентация как содержание психического отражения 115
Репрезентация как
формат психического отражения 118
Архитектоника ментальных репрезентаций
129
Виды репрезентаций 132
Функционирование 134
Ментальная
репрезентация: pro et contra 136
Репрезентация и знание в искусственном
интеллекте 138
Глава 7. Семантика и процессы порождения речи 145
Процессы понимания и кодирования 150
Модели порождения речи 161
Глава 8. Мышление 171
Что такое мышление? 171
Умственная логика
178
Дедукция и индукция 189
Исследовательское поведение 195
Мышление в семантически сложных областях и компетентность 219
Решение
комплексных задач 225
Приложение 233
Глава 9. Интеллект 241
Тестологические теории интеллекта 241
Экспериментально-психологические
теории интеллекта 256
Глава 10. Когнитивные стили 283
Теоретические
истоки стилевого подхода 283
Психологическая характеристика основных
когнитивных стилей 289
Проблема взаимосвязи когнитивных стилей 302
Соотношение продуктивных и стилевых аспектов интеллектуальной деятельности
306
Когнитивные стили в структуре индивидуальности 308
Когнитивные
стили: предпочтения или "другие" способности? 311
Глава II.
Оценочные суждения 315
Нереалистический оптимизм 317
Иллюзия
контроля 319
Эвристика доступности и эффект наглядности 320
Якорный
эффект (Anchoring) 321
Эффект стереотипизации 323
Эффект ореола
324
Контрфакты 326
Оценка отсроченного вознаграждения 327
Субъективная оценка выигрышей и потерь 327
Оправдание трудного решения,
ошибка ретроспекции и склонность к подтверждению 328
Экспериментальные
манипуляции критериями оптимальности оценочного поведения 330
Глава 12.
Эмоциональная регуляция когнитивных процессов 333
Влияние эмоций на
восприятие и внимание 335
Влияние эмоций на память 336
Влияние
эмоций на мышление 343
Глава 13. Когнитивное развитие 347
История
вопроса 347
Основные положения теории Пиаже 350
Познание физического
мира в первые два года жизни 362
Познание ментального мира 377
Глобальные теории когнитивного развития после Пиаже 387
Информационный
подход и теория Пиаже 388
Неопиажеанство 391
Глава 14. Речевой
онтогенез 407
Ранний речевой онтогенез (от рождения до года)
Развитие экспрессивной функции речи 408
Речевое развитие от года до
школьного возраста (1-7 лет) 415
Глава 15. Детерминанты когнитивного
развития 421
Наследственность и среда 423
Наследуемость различных
функций 424
Семья и интеллект 428
Формирующий эксперимент в
исследовании детерминант когнитивного развития 448
Культура и влияние
социального контекста 455
Краткий биографический справочник 460
Указатель имен 467
Предметный указатель 470
Сведения об авторах
473