Описание:
В книге большое
внимание уделяется проблемам овладения научными знаниями, методологическим
основам психологии, различным подходам к пониманию и определению предмета
психологии, проблемам научного исследования психических явлений, анализу
различных психологических явлений.
Рекомендовано редакционно-издательским
советом Российской академии образования к использованию в качестве
учебно-методического пособия.
Комментарий:
Издательства: МПСИ, НПО "МОДЭК", 2005
г.
Твердый переплет, 336 стр.
ISBN 5-89502-674-5, 5-89395-642-7
Тираж: 5000 экз.
Формат: 60x84/16
Оглавление:
Часть 1. Методологические основы психологии:
определение предмета психологии и достижение объективности психологического
знания .
Глава 1. Методология в науке
1.1. Методология в составе
научного знания
1.2. Общефилософский уровень методологии
1.3.
Общенаучный уровень методологии
1.3.1. Особенности ненаучного и научного
познания
1.3.2. Структура современного научного знания
1.3.3.
Способы построения и подтверждения научных теорий
1.3.4. Законы в составе
научного знания
1.4. Язык современной науки: знаково-символические
средства в науке
1.4.1. Проблема интерпретации обмена сообщениями между
людьми в психологии и в теории информационных процессов
1.4.2.
Структурно-функциональные характеристики знаково-символических средств и
способов их использования в науке
1.5. Проблемы, связанные с овладением
научными знаниями
7.5.7. Отношение научного исследования и научных знаний
к объективной реальности. Валидность в организации научного исследования и его
результатов
7.5.2. Проблемы, возникающие при овладении научными
знаниями
Глава 2. Что такое психика? Предмет изучения психологии.
Различные подходы к пониманию и определению предмета психологии
2.1.
Конкретно-научный уровень методологии в психологии. Развитие научных взглядов на
сущность психических явлений
в исторической перспективе
2.2.
Психофизиологическая (психофизическая) проблема
Глава 3. Проблемы научного
исследования психических явлений. Как добиться верности, правдоподобности,
объективности знаний, получаемых в ходе исследования?
3.1. Научное
познание психических явлений и его результаты
3.2. Эмпирические и
теоретические трудности в исследовании психических явлений
3.3. Основные
методологические принципы отечественной психологии
Часть 2. Теоретические
основы научной психологии: многообразие психологических теорий
Глава 4.
Теории эволюции живых организмов. Эволюция и психика
4.1. Альтернативные
теории эволюционирования живых организмов
4.2. Теории эволюционного
формирования и развития психики
Глава 5. Психофизиологические подходы и
теории, оказавшие значительное влияние на развитие отечественной теоретической
психологии
Глава 6. Альтернативные общепсихологические теории и
теоретические подходы к объяснению психических явлений
6.1. Строгий
естественно-научный подход к анализу и объяснению психических явлений в
психологии поведения. Классический
бихевиоризм
6.2.
Информационно-кибернетический подход к анализу и объяснению психических явлений
в когнитивной психологии
6.3. Культурно-исторический и
системно-деятельностный подходы к анализу и объяснению психических явлений
Глава 7. Альтернативные теории личности
7.1. Альтернативные теории
личности
7.2. Теория личности в деятельностном подходе к анализу и
объяснению психических явлений
Глава 8. Теории психических свойств и
образований
8.1. Теории темперамента
8.2. Теории характера
8.3. Теории способностей
Глава 9. Теории эмоциональных явлений. Теории
мотивационной и волевой регуляции
9.1. Мотивы человека и их
формирование
9.1.1. Поведенческие и когнитивные теории мотивации
9.1.2. Деятелъностный подход к объяснению процессов мотивации
9.2.
Психологические теории эмоциональных явлений
9.2.1. Предположения о
значении эмоций и их связях с физиологическими и психическими функциями
9.2.2. Биологическое и эволюционное значение эмоций
9.2.3. Различные
содержательно-психологические подходы к теоретическому анализу и объяснению
эмоциональных явлений
9.2.4. Теоретический анализ и объяснение
функционального значения эмоциональных явлений в контексте деятелъностного
подхода
9.3. Произвольная и волевая регуляции деятельности и поведения
Глава 10. Психологические теории ощущений и восприятий
10.1. Что такое
ощущения? Как организованы сенсорные процессы?
10.2. Что такое восприятия?
Как организованы перцептивные процессы?
10.3. Деятельностный подход к
анализу и объяснению сенсорных и перцептивных процессов
Глава 11.
Структурные, функциональные и генетические теории мышления (интеллекта)
человека
11.1. Некоторые подходы к теоретическому анализу и объяснению
процессов мышления в исторической перспективе
11.2. Теории мышления в
современной зарубежной психологии
11.3. Теории мышления в отечественной
психологии
Глава 12. Структурные, функциональные и генетические теории
памяти человека
12.1. Теории и модели памяти в когнитивной психологии
12.1.1. Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии
12.1.2. Теории (модели) структурной организации знаний (информации) в
долговременной памяти и репрезентации знаний
12.2. Теории организации
человеческой памяти в культурно-историческом и деятельностном подходе к анализу
и объяснению психических явлений
Глава 13. Структурные, функциональные и
генетические теории внимания человека
13.1. Теории и модели внимания в
когнитивной психологии
13.2. Культурно-исторический и деятельностный
подход к объяснению процессов внимания .
Глава 14. Теории сознания
человека
Литература