Описание:
В учебном
пособии представлена новая отрасль психологической науки - гендерная психология.
По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики,
женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и
зарубежных исследований (в том числе - не переведенных на русский язык). Учебные
задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных
исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие
задания. В Приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и
женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания.
Их применение позволит студентам, и аспирантам приобрести навыки работы с
данными методиками.
Учебное пособие предназначено для студентов и
аспирантов, обучающихся по специальности "Психология". Оно может быть
также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и
специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации
мужчин и женщин.
Комментарий:
Издательство: Питер, 2006 г.
Твердый переплет,
431 стр.
ISBN 5-94723-369-Х
Тираж: 4000 экз.
Формат:
70x100/16
Оглавление:
Предисловие
Глава 1. Введение в гендерную
психологию
Краткая история формирования гендерной психологии
Стратификация полов в разных культурах
Предмет, задачи и методы гендерной
психологии
Теории и концепции
Выводы
Вопросы для
самопроверки
Учебные задания
Глава 2. Индивидные характеристики
Рост
Вес
Обмен веществ и ориентация на сбережение-трату
энергии
Питание и отношение к еде
Телосложение
Некоторые
физиологические показатели
Выводы
Вопросы для самопроверки
Учебные задания
Глава 3. Гендерная демография
Здоровье и болезни
Пропорция полов в обществе
Продолжительность жизни и смертность
Выводы
Вопросы для самопроверки
Учебные задания
Глава 4.
Психомоторика
Моторика в детском возрасте
Моторика у взрослых:
тремор, сила, дпфференцированность мышечного
напряжения, волевое усилие
Скорость, точность и тренировка психомоторики
Сложные движения и
моторика в нестандартных ситуациях
Лифтинг и причины половых различий в
моторике
Выводы
Вопросы для самопроверки
Учебные задания
Глава 5. Ощущения и восприятие
Зрительная модальность
Зрительно-пространственные способности
Слуховая модальность
Тактильная модальность
Другие модальности
Социальная перцепция
Выводы
Вопросы для самопроверки
Учебные задания
Глава 6.
Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики
Внимание и
память
Общий интеллект, речь и математические способности
Эмоциональные состояния
Выводы
Вопросы для самопроверки
Учебные задания
Глава 7. Личностные характеристики
Мотивация
достижения и аффилиации
Мотивация власти и доминантность
Другие
характеристики личности
Выводы
Вопросы для самопроверки
Учебные задания
Глава 8. Социальное поведение
Стиль поведения
Успешность деятельности
Взаимодействие с партнерами своего и
противоположного пола
Выводы
Вопросы для самопроверки
Учебные
задания
Глава 9. Гендерные отношения .
Гендерная сегрегация в
детских группах
Мужчины и женщины в деловом мире
Дружеские и
сексуальные гендерные отношения
Супружеские отношения
Взаимоотношения родителей и детей в семье
Девиантные отношения
Выводы
Вопросы для самопроверки
Учебные задания
Глоссарий
Литература
Приложение к главе 1
Экспериментальные задачи по
изучению интеллекта мужчин и женщин
Исследования гендерных стереотипов в
анкетах Г. Гейманса (1911)
Приложение к главе 2
Методика Люшера
Приложение к главе 3
Методика самооценки С. Я. Рубинштейн
Методика Э. Лахельмы и коллег (модификация Т. В. Бендас)
Приложение к
главе 4
Методика миокинетической диагностики Миры-и-Лопеца
Методика
изучения точности движения рук в условиях меняющегося положения тела К. X.
Кекчеева и Г. П. Поздновой
Методика измерения точности броска мяча по
воротам К. А. Кеберлинского
Приложение к главе 5
Методики изучения
зрительно-пространственных способностей
Методики изучения социальной
перцепции
Методика изучения свидетельских показаний А. Ф. Кони
Методика "Свидетельские показания" Т. Линдхольма (Lindholm, 1999)
Приложение к главе 7
Вопросник Сандры Бэм по изучению
маскулипности-феминности
Изучение гендерных установок у детей
(полустандартизированное интервью В. Е. Кагана)
Сравнение своих успехов с
другими (методика Е. Хесерингтона и коллег, модификация Т. В. Бендас)
Методика ТАТ (вариант X. Хекхаузена) - математическая обработка в модификации Т.
В. Бендас
Проективная методика изучения мотивации достижений Люннеборга и
Розенвуда, модификация Т. В. Бендас
Проективная методика избегания успеха
М. Хорнер (Horner, 1987), модификация Т. В. Бендас
Шкала макиавеллизма Р.
Кристи и Ф. Гейза (1970): Мак-V
Приложение к главе 8
Методика
изучения ориентации руководителя А. А. Ершова
Методика изучения лидерского
стиля Р. Бейлза-К. Шнейера,
модификация Т. В. Бендас
Методика
изучения лидерского и гендерного стилей поведения
менеджера А. Кэнн и Д.
Зигфрида, модификация Т. В. Бендас
Тренинговое упражнение "Деловые
переговоры мужчин и женщин" (разработано К. Джонсон (Johnson, 1994),
модификация Т. В. Бендас)
Предметный указатель