Описание:
В первой на
русском языке книге по когнитивной науке изложены результаты междисциплинарных
исследований познавательных процессов у человека. Подробно рассмотрены
восприятие и действие, внимание и сознание, речевое общение и мышление, память и
представление знаний, взаимодействие интеллекта и аффекта, а также философские и
прикладные проблемы, стоящие перед когнитивной наукой.
Для психологов,
лингвистов, информатиков, физиологов, философов и всех специалистов, работа
которых связана с учетом познавательных возможностей человека, а также студентов
и аспирантов соответствующих специальностей, углубленно изучающих эту
область.
Оглавление:
ГЛАВА 6. КАТЕГОРИЗАЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ 10
6.1 Формальные и эмпирические подходы 13
6.1.1 Логика и проблема
имплицитного знания 13
6.1.2 Психологические методы исследования 22
6.1.3 Нейропсихологические исследования 27
6.2 Категориальная организация
знаний 31
6.2.1 Семантические сети и пространства 31
6.2.2 Понятия
базового уровня 34
6.2.3 Роль примеров и ситуативных факторов 38
6.3
Межкатегориальная организация 44
6.3.1 Онтологии, схемы и образы 44
6.3.2 Репрезентация пространственного окружения 57
6.3.3 Сценарии и
грамматики историй 62
6.4 От представления знаний к мышлению 69
6.4.1 Глобальные когнитивные модели 69
6.4.2 Теория перцептивных
символьных систем 76
6.4.3 Наивная физика и психология обыденного сознания
... 82
ГЛАВА 7. КОММУНИКАЦИЯ И РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ 92
7.1 Восприятие
и порождение речи 95
7.1.1 Фонологическое восприятие 95
7.1.2
Развитие языка и речевых действий 101
7.1.3 Нейропсихологические синдромы
и модели порождения 110
7.2 Анализ процессов чтения 117
7.2.1
Развитие навыков чтения 117
7.2.2 Модели и нейропсихология чтения 123
7.2.3 Движения глаз при чтении 127
7.3 Когнитивные исследования
грамматики 131
7.3.1 Проверка трансформационной модели 131
7.3.2 От
глубинной семантики к когнитивной грамматике 139
7.3.3 Современные модели
и данные нейролингвистики 149
7.4 Прагматика коммуникативных ситуаций
154
7.4.1 Принцип кооперативности и понимание 154
7.4.2 Несовпадение
значения и смысла 161
7.4.3 Технологические применения прагматики 169
ГЛАВА 8. МЫШЛЕНИЕ И МЕТАПОЗНАНИЕ.. 176
8.1 Высшие познавательные
функции 179
8.1.1 Разнообразие подходов и моделей 179
8.1.2 Мышление
и речь - мышление для речи 188
8.1.3 Метапознание и творческое воображение
196
8.2 Процессы и модели умозаключений 206
8.2.1 Индукция, аналогия
и прогноз 206
8.2.2 Дедуктивные умозаключения 215
8.2.3
Специализация и прагматика умозаключений 221
8.3 Процессы решения задач
229
8.3.1 Решение малых мыслительных задач 229
8.3.2 Сложные
проблемы, творчество и открытие 235
8.3.3 Решение задач экспертами 244
8.4. Принятие решений и структура интеллекта 250
8.4.1 Эвристики и
принятие решений 250
8.4.2 Новые веяния в исследованиях решений 257
8.4.3 Функциональная структура интеллекта 268
ГЛАВА 9. ПЕРСПЕКТИВЫ
КОГНИТИВНОЙ НАУКИ 280
9.1 От дуализма Декарта к новой монадологии 283
9.1.1 Третий кризис научной психологии 283
9.1.2 Произвольность
формальных моделей 289
9.1.3 Нейрокогнитивизм и теория идентичности 294
9.2 Перспектива методологического солипсизма 301
9.2.1 Искусственный
интеллект и человеческий разум 301
9.2.2 Философия искусственного
интеллекта 307
9.2.3 Виртуальные формы жизни 314
9.3 Перспектива
прямого реализма 319
9.3.1 Экологический подход: вклад Джи Джи Гибсона
319
9.3.2 Исследования ситуативного действия 325
9.3.3 Телесная
заземленность познания 330
9.4 Перспектива методологического плюрализма
335
9.4.1 Разнообразие подходов и моделей 335
9.4.2 Вертикальная
интеграция и парадигмы развития 344
9.4.3 Когнитивно-аффективная наука
355
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 372
ЛИТЕРАТУРА 380
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
410