Описание:
Учебник
"Возрастная психология" представляет собой развернутый курс по
дисциплине "Психология развития и возрастная психология" разработанный
в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования.
В книге реализован периодизационный
подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого
заложены Л.С.Выготским, Д.Б.Элькониным.
Предлагаемый учебник может
быть использован при подготовке специалистов по ряду специальностей -
"Психология", "Социология", "Социальная
педагогика", "Социальная работа" и др.
Комментарий:
Издательство: Гардарики, 2007 г.
Твердый
переплет, 349 стр.
ISBN 5-8297-0176-6
Тираж: 5000 экз.
Формат:
60x90/16
Оглавление:
Предисловие
Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗБИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава I. Предмет
возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной
психологии
§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития
как науки
§ 2. Проблема детерминации психического развития
§ 3.
Основные понятия возрастной психологии
Глава II. Организация и методы
исследования в психологии развития и возрастной психологии
§ 1. Наблюдение
и эксперимент как основные методы исследовамия в психологии развития
§ 2.
Метод наблюдения
§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования
§ 5. Вспомогательные методы исследования
§ 6. Схема организации
эмпирического исследования
Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава III. Возникновение возрастной психологии как
самостоятельной области психологической науки
§ 1. Становление возрастной
(детской) психологии как самостоятельной области психологической науки
§
2. Начало систематического изучения детского развития
§ 3. Из истории
становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX -
начале XX в.
Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.:
постановка проблемы факторов психического развития
§ 1. Постановка
вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии
§
2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
§
4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
Раздел третий. ОСНОВНЫЕ
КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический
подход
§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа
3. Фрейда
§ 2. Психоанализ детства
§ 3. Современные
психоаналитики о развитии и воспитании детей
Глава VI. Психическое
развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э.
Эриксона
§ 1. Эго - психология Э. Эриксона
§ 2. Методы исследования
в работах Э. Эриксона
§ 3. Основные понятия теории Эриксона
§ 4.
Психосоциальные стадии развития личности
Глава VII. Психическое развитие
ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о
закономерностях детского развития
§ 1. Классический бихевиоризм как наука
о поведении
§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона
§ 3. Оперантное
научение
§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера
Глава VIII.
Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального
научения
§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального
научения
§ 2. Эволюция теории социального научения
§ 3. Феномен
научения через наблюдение, через подражание
§ 4. Диадический принцип
изучения детского развития
§ 5. Изменение представлений о психологической
природе ребенка
Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта:
концепция Ж. Пиаже
§ 1. Основные направления исследований
интеллектуального развития
ребенка Ж. Пиаже
§ 2. Ранний этап
научного творчества
§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже
§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже
Раздел четвертый.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического
развития: Л.С. Выготский и его школа
§ 1. Происхождение и развитие высших
психических функций
§ 2. Проблема специфики психического развития
человека
§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического
развития человека
§ 4. Проблема "обучение и развитие"
§ 5.
Две парадигмы в исследовании психического развития
Глава XI. Стадиальность
психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе
§ 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов.
Детство
как культурно-исторический феномен
§ 2. Категория "психологический
возраст" и проблема периодизации детского развития в работах Л.С.
Выготского
§ 3. Представления о возрастной динамике и периодизации
развития Д.Б. Эльконина
§ 4. Современные тенденции в решении проблемы
периодизации психического развития
Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
Глава XII.
Младенчество
§ 1. Новорожденность (0-2 месяца) как кризисный период
§ 2. Младенчество как период стабильного развития
§ 3. Развитие общения и
речи
§ 4. Развитие восприятия и интеллекта
§ 5. Развитие
двигательных функций и действий с предметами жизни
§ 7. Психологические
новообразования младенческого периода. Кризис одного года
Глава XIII.
Раннее детство
§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте
и общение со взрослым
§ 2. Развитие предметной деятельности
§ 3.
Зарождение новых видов деятельности
§ 4. Познавательное развитие
ребенка
§ 5. Развитие речи
§ 6. Новые направления руководства
психическим развитием в раннем детстве
§ 7. Развитие личности в раннем
детстве. Кризис трех лет
Глава XTV. Дошкольное детство
§ 1.
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
§ 2. Игра как ведущая
деятельность дошкольного возраста
§ 3. Другие виды деятельности
(продуктивная, трудовая, учебная)
§ 4. Познавательное развитие
§ 5.
Общение со взрослыми и сверстниками
§ 6. Основные психологические
новообразования. Личностное развитие
§ 7. Характеристика кризиса
дошкольного детства
Глава XV. Младший школьный возраст
§ 1.
Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному
обучению
§ 2. Адаптация к школе
§ 3. Ведущая деятельность младшего
школьника
§ 4. Основные психологические новообразования младшего
школьника
§ 5. Кризис отрочества (предподростковый)
Глава XVI.
Подростковый возраст (отрочество)
§ 1. Социальная ситуация развития
§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
§ 3. Специфические
особенности психики и поведения подростков
§ 4. Особенности общения со
взрослыми
§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста
§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности
Глава XVII. Юность
§ 1. Юность как психологический возраст
§ 2. Социальная ситуация
развития
§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
§ 4.
Интеллектуальное развитие в юности
§ 5. Развитие личности
§ 6.
Общение в юности
Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость
§ 1.
Взрослость как психологический период
§ 2. Проблема периодизации
взрослости
§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
в период зрелости
§ 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные
кризисы взрослости
§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в
период взрослости
Глава XIX. Взрослость: старение и старость
§ 1.
Старость как биосоциопсихологическое явление
§ 2. Актуальность
исследования геронтопсихологических проблем
§ 3. Теории старения и
старости
§ 4. Проблема возрастных границ старости
§ 5. Возрастные
психологические задачи и личностные кризисы в старости
§ 6. Социальная
ситуация развития и ведущая деятельность в старости
§ 7. Личностные
особенности в старости
§ 8. Познавательная сфера в период старения
Приложение