Описание:
Настоящая книга является существенно переработанной
(специально для российского читателя) версией голландского учебника, вышедшего в
1995 г. В ней дается систематичное изложение наиболее важных аспектов этой
научной дисциплины. Книга издана сравнительно недавно, поэтому в ней нашли
отражение некоторые новые тенденции, сложившиеся в психодиагностике в последние
десятилетия. Она очень своевременна еще и потому, что книг по психодиагностике,
в которых обсуждались бы не только конкретные методики, но и общие
теоретико-методологические проблемы не так уж много.
Комментарий:
Издательство «Институт практической психологии»,
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.— 384с
Оглавление:
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Глава I.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА: ЧЕТЫРЕ КОМПОНЕНТА И ТРИ УРОВНЯ
1.1.
Психодиагностика не имеет собственного объекта
1.2. Определения
психодиагностики
1.3. Психодиагностика: четыре компонента и три уровня
1.3.1. Теория тестов
1.3.2. Психологические теории и психологические
конструкты
1.3.3. Психологические тесты и другие методические средства
1.3.4. Диагностический процесс
1.3.5. Психодиагностика и психология:
содержание
1.3.6. Психодиагностика и психология: методы
Тринадцать
итоговых тезисов
Глава 2. ТРИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСКУССИИ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
2.1. Тестовая и клиническая диагностика
2.2. Номотетический и
идеографический подходы к описанию и объяснению человека
2.3. Клинический и
статистический типы диагноза и прогноза
2.3.1. Клиническая оценка в
противоположность статистической: у истоков противоречия
2.3.2. Миль
формулирует содержание противоречия
2.3.3. Насколько существенны различия в
подходах?
2.3.4. Различия подходов: преимущества и недостатки
2.3.5.
Кто одержал верх?
2.3.6. Почему статистический прогноз вызывает
сопротивление?
2.3.7. Закончены ли споры?
Тринадцать итоговых
тезисов
Глава 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАДЕЖНОСТИ И ВАЛИДНОСТИ В ОБЫДЕННОМ
СОЗНАНИИ И В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
3.1. Надежность
3.1.1. Житейские
представления о надежности
3.1.2. Понятие надежности в психодиагностике
3.1.3. Проблема согласованности трех уровней психодиагностики при определении
надежности
3.2. Валидность
3.2.1. Представление о валидности на уровне
здравого смысла
3.2.2. Житейские представления о валидности и понятие
валидности в психодиагностике
3.2.3. Как возникает представление о
валидности?
3.2.4. Концепция валидности в психодиагностике
3.2.5.
Пятидесятые годы: новые акценты в исследовании валидности
3.2.6.
Статистическая оценка валидности
3.2.7. Соотношение трех уровней
3.2.8. Некоторые эпистемологические «строительные» блоки понятия валидности в
психодиагностике
3.2.9. Конструктная валидность и системы исследования
3.3. Исследование валидизации и понятия, несущие высокую смысловую нагрузку
Тринадцать итоговых тезисов
Глава 4, ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА,
СПОСОБНОСТЕЙ И УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИИ
4.1. Начальный период в измерении
индивидуальных различий по интеллекту
4.2. Житейские представления об
интеллекте
4.2.1. Житейские представления об интеллекте: содержание и
основные параметры
4.2.2. Житейские представления об интеллекте как пример
социальных репрезентаций
4.2.3. Культурно-специфический характер житейских
представлений об интеллекте
4.3. Индивидуальные различия в сфере
интеллекта
4.3.1. «Психометрическое» понимание интеллекта
4.3.2. Связь
индивидуальных различий по интеллекту с процессами переработки информации и
биологическими процессами
4.3.3. Другие концепции интеллекта
4.4.
Интеллект: теории, тесты, модели и методы анализа данных
4.5. Нерешенные
проблемы диагностики интеллекта
4.6. Оценка способностей
4.6.1.
Житейский уровень представлений о способностях
4.6.2. Психологическая
теория и способности
4.7. Оценка уровня достижений (в школьном обучении)
4.7.1. Психологическая теория и достижения
4.7.2. Теория тестов и тесты
уровня достижений
Тринадцать итоговых тезисов
Глава 5. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ
И УСЛОВИЙ СРЕДЫ
5.1. Житейские представления о человеке и межличностных
различиях
5.1.1. «Здравый смысл» и прилагательные, выражающие личностные
характеристики
5.1.2. Личностные прилагательные: лексическая гипотеза и
пятифакторная модель
5.1.3. Последние разработки в русле пятифакторной
модели
5.2. Психодиагностика и теории личности
5.2.1. Теория
личностных черт
5.2.2. Теория научения как направление в изучении
личности
5.2.3. Психодинамическое направление в изучении личности
5.2.4. Исследование индивидуальных случаев: феноменологический подход
5.3. Взаимосвязь между тремя уровнями личности и личностной диагностики
5.4. Психодиагностика среды
5.4.1. Житейский уровень представлений о
среде
5.4.2. Психология среды?
5.4.3. Подходы к описанию среды
Тринадцать итоговых тезисов
Глава 6, ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
6.1. Область житейских представлений о развитии
6.2. О связи
психодиагностики с теориями развития
6.2.1. Теории развития: между
индивидом и средой, между механизмами естественными и искусственными
6.2.2.
Оценка развития в теориях строгого типа: стадиальный и структурный аспекты
6.2.3. Оценка развития в теориях нестрогого типа: стадиальный и структурный
аспекты
6.2.4. Проблемы оценки развития в социо—культурных теориях
развития
6.3. Инструменты оценки развития
6.4. Оценка развития:
математическое моделирование феноменов психического развития
6.5. Оценка
развития: соотношение грех уровней анализа
Тринадцать итоговых тезисов
Глава 7. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
7.1. Житейские представления о процессе
оценивания
7.2. Описание деятельности диагноста
7.3. Диагност не
святой и признает возможность своих ошибок
7.3.1. Является ли диагност
плохим экспертом?
7.4. Диагностический процесс как форма научного
исследования и как процесс принятия решений
7.4.1. Диагностический процесс
и эмпирический цикл
7.4.2. Эмпирический и практический циклы
7.4.3.
Эмпирический и диагностический циклы
7.4.4. Модель проверки гипотез
(МПГ)
7.4.5. Помощь диагносту в принятии решений
7.5. Соотношение трех
уровней
Тринадцать итоговых тезисов
Глава 8. КАЧЕСТВО ПСИХОДИАГНОСТИКИ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ: ОЦЕНКА, КРИТИКА И АЛЬТЕРНАТИВЫ
8.1. Качество
компонентов психодиагностики
8.2. Система оценки качества тестов и
опросников
8.2.1. Оценка качества WISC-R
8.3. Качество диагностики:
совершенствование стандартов
8.4. Критика: сопоставление тестов с
содержанием психологических процессов в реальном контексте
8.5. Другие
возражения против гестов
8.6. Неправильное применение тестов
Тринадцать итоговых тезисов
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ИМЕННОЙ
УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ