HOME| Псих.библио| Коллекция wav-звуков| Классика mp3| Детские mp3|
   

«« ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА: Психологическая литература > Общая психология


Корнилов Ю.К. (ред.) — Субъект и объект практического мышления

Материал из разделов:

   «« Учебные пособия. Справочники. Энциклопедии
   «« Общая психология. Различные отрасли психологии
   «« Социальная психология
   «« Личность. Человекознание
   «« Психология творчества. Развитие способностей
   «« Возрастная и педагогическая психология. Детская психология
   «« Ономастика. Топонимика. Наименования лиц, групп людей, народов

Корнилов Ю.К. (ред.) — Субъект и объект практического мышления 2,6 Мб
  

Описание:
Книга содержит теоретический анализ и новые экспериментальные и эмпирические разработки проблемы практического мышления. В работе показано, что субъект практического мышления имеет дело со свойствами, актуальными для преобразования объекта, то есть со свойствами «взаимодействующей системы». В книге представлено интересное исследование практического мышления, его субъекта и объекта, в которых отразилась их принадлежность к взаимодействующей системе. Монография адресована специалистам в области психологии — теоретикам и практикам, студентам и аспирантам, а также профессионалам в других областях, интересующимся психологией.

Комментарий:
Субъект и объект практического мышления. Коллективная монография / Под ред. А.В. Карпова, Ю.К.Корнилова. — Ярославль: «Ремдер», 2004 — 320 с.

ББК 88.351.3
УДК 159.928.235
С 89

ISBN 5-94755-067-9

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 02-06-00249a.

Оглавление:
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 8
ЧАСТЬ I. ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ 10
Глава 1. ПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1. Проблема взаимосвязи деятельности и мышления в историческом аспекте 10
2. Деятельность и проблемные ситуации 12
3. Связь практического мышления и деятельности на этапе возникновения проблемной ситуации. 13
4. Связь практического мышления и деятельности на этапе разрешения проблемной ситуации. 17
5. Практическое мышление и мотивация профессиональной деятельности. 22
6. Практическое мышление и учебная деятельность 24
Глава 2. НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ДИСПОЗИЦИОННЫЙ АСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 36
1. Практическая направленность мышления: определение понятия и проблемы исследования 36
2. Направленность мышления на преобразование в контексте психологических теорий и подходов 40
3. Взаимосвязи между практической направленностью мышления и некоторыми особенностями личности и деятельности 45
4. Проблема генезиса практической направленности мышления 55
5. Методики выявления практической направленности мышления 59
Глава 3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 64
1. Общие проблемы исследования мышления 64
2. Особенности исследования мышления в практической деятельности 65
3. Конкретные методики исследования мышления 71
ЧАСТЬ II ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 82
Глава 4. СУБЪЕКТНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 82
1. Обоснование субъектной специфики мышления: методологическое, теоретическое, эмпирическое 82
2. Методика изучения субъектной специфики мышления 90
Глава 5. ВОССОЗДАНИЕ ОБЪЕКТА 98
1. Проблема метода исследования 98
2. Анализ экспериментальных данных 104
3. Обобщённые структуры ситуации 104
4. Ситуационные модели 105
5. Внешняя и внутренняя структура ситуации. 110
6. Фиксированные и ситуативные значения элементов проблемной ситуации 110
7. Ситуативные концепты 113
8. Предполагаемые и гипотетические характеристики ситуации 117
Глава 6. ОБЪЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 122
1. Особенности объекта практического мышления 122
2. Детерминация действий субъекта практического мышления свойствами его объекта 128
Глава 7. ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА: СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 131
1. Регулятивная функция и направленность на преобразование 131
2. Взаимодействующая система 133
3. Недостаточность теоретического знания для успешного преобразования объекта 134
4. Жизнь взаимодействующей системы 135
5. Свойства объекта и свойства взаимодействующей системы 137
6. Инструменты как основные обобщения 139
ЧАСТЬ III. СТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА СУБЪЕКТА ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 142
Глава 8. ПОЛИОПОСРЕДОВАННОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 142
1. Различие репрезентации обобщений в практическом и теоретическом мышлении 142
2. Исследование переключения образного и вербального опосредования в ходе решения задач при искусственном «блокировании» вербального и образного плана 150
Глава 9. СИТУАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБОБЩЕНИЯ 154
1. «Понятие» и «обобщение». Проблема истинного знания 154
2. Особенности обобщений в ходе практического преобразования действительности 156
3. Ситуация и ее влияние на процесс обобщения 158
4. Особенности познавательных моделей и обобщений субъектов практического и теоретического мышления (на примере разрешения проблемной ситуации) 161
Глава 10. МЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КАК ФОРМА ПРАКТИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ 174
1. Специфика практического обобщения. Практическое обобщение как продукт и инструмент практического мышления 175
2. Ментальная модель как форма практического обобщения 181
3. Особенности строения и функционирования ментальных моделей на примере исследования ментальных моделей партнера по общению. 184
Глава 11. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТОМ ОПЫТА В ПРАКТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ 193
1. Структуры субъективного опыта 193
2. Исследование структур субъективного опыта с помощью техники репертуарных решеток 196
Глава 12. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 205
1. Феномен субъективизации 205
2. Источники субъектизации в мировосприятии 207
3. Мифологическое мышление как одна из форм проявления субъективизации 209
3. Субъектные свойства в «первовидении» объекта 212
4. Субъективизация в деятельности практика 213
5. Переход от «объектного» к «субъектному» восприятию ситуации 216
6. Исследование связи склонности к мифологизации действительности со способностью построить осмысливаемую проблемную ситуацию адекватно развернутой во временном плане 217
7. Мифологичность мышления как форма психологической защиты 222
8. Связь уровня субъективного контроля со степенью практичности мышления и выраженностью в нем мифологической составляющей 226
ЧАСТЬ IV. ИЗУЧЕНИЕ ВИДОВ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 232
Глава 13. ТВОРЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОГО 232
1. Творческое мышление преподавателя 235
2. Психологические закономерности и механизмы творческого педагогического мышления 237
3. Развитие творческого педагогического мышления 243
4. Формирование творческого педагогического мышления 246

  


Автор и участники

Болгария на русском

Все о монетах

Сайт не предоставляет электронные версии произведений, а занимается лишь коллекционированием и каталогизацией ссылок, присылаемых и публикуемых на форуме нашими читателями. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её. Файлы предоставлены пользователями сайта, и администрация не несёт ответственности за их содержание. Просьба не заливать файлы, защищенные авторскими правами, а также файлы нелегального содержания!


Rambler's Top100