Описание:
Учебное пособие
вводит в курс развития лингвистических идей, раскрывает противоречия концепций и
эволюции методов. Труды лингвистов прошлого выстраиваются в определенной
последовательности и представляются в их взаимной зависимости. Учитывается не
только объективное содержание научных трудов, но и их общественный резонанс.
Для студентов и аспирантов филологических факультетов
университетов.
Комментарий:
Серия: Детскому психологу
Издательство:
Питер, 2005 г.
Твердый переплет, 304 стр.
ISBN 5-469-00543-7
Тираж: 2000 экз.
Формат: 60x90/16
Оглавление:
Введение
Часть 1. Социально-психологические
основы группообразования и развития личности подростков в образовательных
учреждениях закрытого типа
1.1. Отрочество - "переломная" эпоха
эры восхождения личности к социальной зрелости
1.1.1. Возраст личности:
психологический акцент гетерохронности развития
1.1.2. Возрастные
периодизации развития психики по Д. Б. Эльконину
1.1.3. Специфика
личностного развития подростков: типичные социально-психологические девиации на
фоне психической нормы
1.1.4. Социогенная потребность в персонализации и
процесс вхождения развивающейся личности в референтную группу
1.1.5.
Отрочество и потребность "быть личностью"
1.2. Образовательные
учреждения закрытого типа как самоценный объект социально-психологического
исследования
1.2.1. Специфика социальной депривации
1.2.2. Опыт
исследования группообразования и личностного развития в закрытых образовательных
учреждениях
1.3. Субъективная представленность "другого": факторы
личностной и ролевой значимости
1.3.1. Критерии субъективной значимости
"другого"
1.3.2. Проблемное поле приложения трехфакторной модели
"значимого другого"
Рекомендуемая литература
Часть 2.
Интрагрупповая структура подростковых сообществ в условиях закрытых
образовательных учреждений разного типа
2.1. Подростки-правонарушители в
условиях принудительной изоляции: межличностные отношения в системе
"сверстники-сверстники"
2.1.1. Неформальная структура власти в
группах подростков в условиях принудительной изоляции
2.1.2. Эмоциональная
интрагрупповая структура референтных отношений подростков в условиях
принудительной изоляции
2.1.3. Интрагрупповая структура референтных
отношений подростков в условиях принудительной изоляции
2.1.4. Значимость
сверстника-подростка в условиях принудительной изоляции
2.2. Подростки -
воспитанники детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей: межличностные отношения в системе
"сверстники-сверстники"
2.2.1. Социальная ситуация развития
подростков - воспитанников детских домов и школ-интернатов: принципиальная
идентичность условий
2.2.2. Неформальная структура власти в группах
подростков - воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей
2.2.3. Эмоциональная
интрагрупповая структура в сообществах подростков в условиях детских домов и
школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2.4. Интрагрупповая структура референтных отношений подростков в условиях
детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
2.2.5. Значимость сверстника-подростка в условиях
детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
2.3. Подростки - воспитанники
профессионально-специализированных интернатов: межличностные отношения в системе
"сверстники-сверстники"
2.3.1. Психологические последствия ранней
профессионализации в условиях специализированных интернатов и профильных
спецшкол
2.3.2. Неформальная структура власти в группах подростков -
воспитанников профессионально-специализированных интернатов
2.3.3.
Эмоциональная интрагрупповая структура в сообществах подростков в условиях
профессионально-специализированных интернатов
2.3.4. Интрагрупповая
структура референтных отношений подростков в условиях
профессионально-специализированных интернатов
2.3.5. Значимость
сверстника-подростка в условиях профессионально-специализированных интернатов
2.4. Результаты сравнительного анализа межличностных отношений подростков в
системе "сверстники-сверстники" в закрытых образовательных учреждениях
разного типа
Рекомендуемая литература
Часть 3. Межличностные отношения
подростков и педагогов в условиях закрытых образовательных учреждений разного
типа
3.1. Система взаимоотношений подростков и педагогов в условиях
закрытых учреждений для несовершеннолетних правонарушителей
3.1.1. Ролевая
власть воспитателя в глазах воспитанника как основа их личностного
противостояния
3.1.2. Основание значимости воспитателя для
воспитанников-правонарушителей в условиях их принудительной изоляции
3.1.3.
Основание значимости подростка-правонарушителя в условиях принудительной
изоляции для воспитателя
3.2. Система взаимоотношений подростков и
педагогов в условиях детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
3.2.1. Характер взаимоотношений
воспитателя и воспитанников детских домов и школ-интернатов: прошлый жизненный
опыт подростков и их статус в интрагрупповой неформальной структуре власти
3.2.2. Основание значимости воспитателя для воспитанников детских домов и
школ-интернатов
3.2.3. Основание значимости воспитанника для воспитателя
детских домов и школ-интернатов
3.3. Система взаимоотношений подростков и
педагогов в условиях профессионально-специализированных интернатов
3.3.1.
Социальная ситуация развития подростков - воспитанников
профессионально-специализированных интернатов: добровольно-вынужденная изоляция
и ее психологические последствия
3.3.2. Психологические особенности
взаимоотношений разностатусных подростков-воспитанников с педагогами в условиях
профессионально-специализированных интернатов
3.3.3. Основание значимости
педагога для воспитанников профессионально-специализированных интернатов
3.3.4. Основание значимости воспитанника для педагога
профессионально-специализированного интерната
3.4. Результаты
сравнительного анализа межличностных отношений подростков и педагога в закрытых
образовательных учреждениях разного типа
Рекомендуемая литература
Часть 4. Социально-психологический и
экспериментально-диагностико-коррекционный комплекс для практических психологов
закрытых образовательных учреждений
4.1. Методическое оснащение: описание
методических процедур, обработка данных, алгоритм интерпретации
4.1.1.
Социометрия
4.1.2. Референтометрия
4.1.3. Методика выявления
мотивационного ядра межличностных выборов
4.1.4. Методический прием
определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном
сообществе
4.1.5. Методика определения ценностно-ориентационного единства
группы
4.1.6. Методика "подставной" самооценки
4.1.7.
Социально-психологическая модификация техники "репертуарных решеток"
Дж. Келли
4.2. Принципы организации воспитательно-коррекционнои работы
4.2.1. Эмпирические данные, необходимые для проведения
воспитательно-коррекционнои работы с группой в целом в условиях закрытых
образовательных учреждений
4.2.2. Эмпирические данные, необходимые для
проведения индивидуальной воспитательно-коррекционнои работы в условиях закрытых
образовательных учреждений
Рекомендуемая литература
Заключение