Описание:
В учебнике
рассматриваются основные принципы высшей нервной деятельности, физиология
анализаторов, условнорефлекторная деятельность животных и человека,
физиологические механизмы поведения, структура поведенческого акта. Включены
разделы, посвященные нейрофизиологическим основам психических процессов
человека. Большое внимание уделяется проблеме функциональных состояний, их
механизмам на системном, нейронном и биохимическом уровнях. Описываются
особенности высшей нервной деятельности человека, методы диагностики
психологических и психофизиологических качеств.
Для студентов
психологических факультетов, аспирантов, преподавателей,
специалистов-психологов.
Комментарий:
Издательство: Феникс 2005 г.
Переплёт:
твердый
Объём: 480 стр.
ISBN: 5222067467
Оглавление:
Предисловие
Глава I. История, предмет и задачи
физиологии высшей нервной деятельности
§ 1. История развития взглядов на
высшую нервную деятельность
§ 2. Предпосылки возникновения учения И.П.
Павлова о физиологии высшей нервной деятельности
§3. Предмет и задачи
физиологии высшей нервной деятельности
Глава II. Основные понятия и
принципы высшей нервной деятельности
§ 1. Основы теории рефлекторной
деятельности
§ 2. Эволюционные закономерности интегративной деятельности
мозга
Глава III. Функциональная организация мозга
§ 1. Сенсорные
системы (анализаторы) мозга
§ 2. Модулирующие системы мозга
§ 3.
Основы функциональной организации двигательных систем мозга
§ 4. Концепция
нейронной организации рефлекторной дуги
Глава IV. Врожденная деятельность
организма
§ 1. Безусловные рефлексы и их классификация
§ 2.
Особенности организации безусловного рефлекса (инстинкта)
§ 3. Концепция
драйва и драйв-рефлексы
Глава V. Обучение и закономерности
условнорефлекторной деятельности
§ 1. Привыкание как стимул-зависимое
обучение
§ 2. Условные рефлексы как эффект-зависимое обучение
§ 3.
Динамика условнорефлекторной деятельности
Глава VI. Механизмы образования
условного рефлекса
§ 1. Функциональные основы замыкания временной связи
§ 2. Доминанта и условный рефлекс
Глава VII. Нейрофизиологические основы
памяти и обучения
§ 1. Временная организация памяти
§ 2.
Структурно-функциональные основы памяти и обучения
§ 3. Клеточные и
молекулярные механизмы обучения и памяти
Глава VIII. Структура
поведенческого акта
§ 1. Функциональная система
§ 2. Стадии
поведенческого акта
§ 3. Поведение в вероятностной среде
§ 4.
Нейронные механизмы поведения
Глава IX. Потребности
§ 1. Детерминанты
потребностей
§ 2. Классификация потребностей
§ 3. Потребности и
воспитание
Глава X. Мотивация
§ 1. Биологическая мотивация
§ 2.
Общие свойства различных видов мотивации
§ 3. Мотивация как доминанта
§ 4. Нейроанатомия мотивации
§ 5. Нейрохимия мотивации
Глава XI.
Эмоции
§ 1. Функции эмоций
§ 2. Физиологическое выражение эмоций
§ 3. Нейроанатомия эмоций
§ 4. Нейрохимия эмоций
Глава XII.
Движение
§ 1. Механизмы управления движением
§ 2. Механизмы инициации
движения
Глава XIII. Функциональные состояния
§ 1. Функциональное
состояние в структуре поведения
§ 2. Нейроанатомия функциональных
состояний
§ 3. Физиологические индикаторы функциональных состояний
§
4. Гетерогенность модулирующей системы мозга
§5. Сон
§ 6. Стресс
Глава XIV. Особенности высшей нервной деятельности человека
§ 1. Слово
как сигнал сигналов
§ 2. Речь и ее функции
§ 3. Развитие речи у
ребенка
§ 4. Взаимоотношение первой и второй сигнальных систем
§ 5.
Речевые функции полушарий
§6. Мозг и сознание
Глава XV. Индивидуальные
различия высшей нервной деятельности человека
§ 1. Донервные теории
индивидуальности
§ 2. Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной
деятельности
§ 3. Свойства нервной системы и их измерения
§ 4.
Темперамент в структуре индивидуальности
Заключение
Литература